Решение Собрания представителей Сердобского района от 06.09.2013 N 603-46/3 "О совершенствовании гражданской обороны, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения на территории Сердобского района"



СОБРАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕРДОБСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2013 г. № 603-46/3

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СЕРДОБСКОГО РАЙОНА

Заслушав и обсудив информацию администрации Сердобского района "О совершенствовании гражданской обороны, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения на территории Сердобского района" и в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан и юридических лиц, руководствуясь ст. 21, Устава Сердобского района, Собрание представителей Сердобского района Пензенской области решило:
1. Информацию администрации Сердобского района "О совершенствовании гражданской обороны, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения на территории Сердобского района" принять к сведению (приложение).
2. Рекомендовать главам администраций поселений, входящих в состав Сердобского района, руководителям предприятий, организаций Сердобского района:
- рассмотреть на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) вопросы по совершенствованию гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения, доработать с учетом местных условий территорий планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- принять участие в областной программе по созданию системы обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру "112" и обеспечить взаимодействие операторского персонала данной системы с подведомственными дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, единой дежурно-диспетчерской службой района;
- принять участие в областной программе по созданию комплексной системы оповещения населения в местах массового пребывания людей и систем мониторинга за состоянием безопасности критически важных и потенциально опасных объектов, расположенных на территории района;
- принять меры по поддержанию в готовности имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны;
- принять меры по организации, накоплению и хранению материально-технических ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечить развитие аварийно-спасательных формирований, создание подразделений добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, в целях повышения оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации и пожары;
- организовать с использованием средств массовой информации информирование населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
3. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы разработать планы дополнительных мероприятий по совершенствованию гражданской обороны, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с проведением практических занятий и тренировок.
4. Рекомендовать депутатам представительных органов поселений Сердобского района активизировать разъяснительную работу среди населения и коллективов организаций, предприятий независимо от форм собственности по вопросам гражданской обороны, профилактики техногенных чрезвычайных ситуаций.
5. Настоящее решение опубликовать в информационном бюллетене "Вестник Сердобского района", разместить на официальном сайте администрации Сердобского района, передать во все средства массовой информации Сердобского района как предложение для публикации на бесплатной основе. Обнародование настоящего решения в порядке, установленном данным решением возложить на аппарат администрации Сердобского района (руководитель аппарата администрации Сердобского района).
6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, предпринимательству, транспорту и ЖКХ Собрания представителей Сердобского района (председатель депутат Оксин С.В.) и заместителя главы администрации Сердобского района координирующего и контролирующего вопросы ЖКХ и ГОЧС.

Глава Сердобского района
Д.М.ГЛУХОВ





Приложение
к решению
Собрания представителей
Сердобского района
от 6 сентября 2013 г. № 603-46/3

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
СЕРДОБСКОГО РАЙОНА

Организация и ведение гражданской обороны, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности. При развитии системы гражданской обороны, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения учитываются факторы, влияющие на эффективность выполнения ее защитных мероприятий и обусловливающие новые подходы к перспективам развития: изменение геополитической ситуации в современном мире; совершенствование средств поражения; новые социально-экономические условия в стране; появление нетрадиционных войн; появление новых видов оружия, форм и методов противоборства; совершенствование системы управления; возрастание угроз возникновения крупномасштабных ЧС; возрастание угрозы терроризма.
Развитие гражданской обороны осуществляется в рамках сложившейся в настоящее время системы стратегического планирования, основные положения которой учтены в "Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года" № Пр-2613 от 3 сентября 2011 г., утвержденных Президентом Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 131 "О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно, в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, осуществляют подготовку необходимых сил и средств, первичные меры пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом № 28 от 12.02.1998 г. "О гражданской обороне" руководителем гражданской обороны Сердобского района является глава администрации района. Для координации действий служб района по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций создана районная комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (председатель-заместитель главы администрации Сердобского района по вопросам ЖКХ и ГОЧС). Для управления системой гражданской обороны района созданы и функционируют пункты управления: пункт управления в месте постоянной дислокации, запасной пункт управления и загородный пункт управления (с. Мещерское), подвижных пунктов управления нет.
Оповещение руководящего состава ГО и служб РСЧС осуществляется по установленной схеме оповещения. Получив сигнал (распоряжение, приказ) диспетчер ЕДДС дает команду дежурному технику (используя пароль) на оповещение руководящего состава по техническим средствам оповещения (на базе аппаратуры оповещения П-164, АДУ-ЦВ) общей емкостью на 70 номеров. Оповещение населения района возложено на руководителей органов местного самоуправления, которые в свою очередь оповещаются по телефонной связи, а также подвижными средствами массовой информации (ГГС из ОВД). Еще один канал оповещения населения района о ЧС производится с использованием канала эфирного вещания по программе "Радио России" на частоте 68,84 МГц и на звуковом сопровождении телеканала "Россия" (12ТВК) через Мещерскую УКВ радиостанцию. Пакеты с текстами оповещения заложены дежурному инженеру УКВ радиостанции. Для речевого сообщения в магнитной записи у дежурного инженера УКВ радиостанции заложены магнитные носители с записанными текстами оповещения.
Управление и связь осуществляется через АТС, с использованием сотовой связи. Ежемесячно, согласно графика, состояние системы оповещения и связи проверяется специалистами Сердобского РУС ОАО "Ростелеком".
Для реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, как в мирное, так и в военное время, в районе созданы и функционируют специально уполномоченные органы: сектор ГОЧС в администрации района и муниципальное учреждение "Управление по защите населения г. Сердобска от ЧС и пожарной безопасности". Наличие на территории города постоянно действующего органа управления связано с отнесением его к III группе по гражданской обороне, как имеющего важное оборонное и экономическое значение и нахождением, на территории города объектов представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Опасные природные явления, аварии на системах жизнеобеспечения населения, пожары, оказывают негативное влияние на экономическую и социальную ситуацию в районе, а их ликвидация требует привлечения значительных финансовых и материальных ресурсов. Чрезвычайные ситуации, происходившие за последние годы на территории района, наглядно подтвердили необходимость взаимодействия и координации усилий служб в ликвидации последствий стихийных бедствий. В целях профилактики чрезвычайных ситуаций на территории района в текущем году проведен комплекс мероприятий, а именно:
а) Противопаводковые мероприятия.
В период прохождения весеннего паводка было организовано своевременное информирование органов местного самоуправления о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможных подтопляемых участках территорий населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности для населения. Были проведены мероприятия по предпаводковой сработке водохранилищ, прудов с целью создания аккумулирующих емкостей, необходимых для обеспечения безаварийного пропуска весеннего половодья. Организован круглосуточный мониторинг технического состояния проблемных ГТС их заполнения весенними водами. Совместно с Роспотребнадзором по Сердобскому району в целях недопущения инфекционных заболеваний был организован контроль за состоянием источников водоснабжения, организован учет всех биотермических ям и мест захоронения трупов животных. По всем муниципальным образованиям района приняты постановления по проведению весеннего паводка с разработкой конкретных планов мероприятий и доведением до исполнителей. В целом в результате системного подхода к организации проведения комплекса как превентивных инженерно-технических, так и организационных мероприятий произошло снижение негативных последствий весеннего паводка.
б) Профилактика пожаров.
В период подготовки к пожароопасному сезону была организована работа по выполнению противопожарных мероприятий, направленных на предотвращении угрозы перехода пожаров в населенные пункты и объекты экономики. Проведено обновление минерализованных полос вокруг лесных массивов, населенных пунктов, полосах отвода автомобильных и железных дорог. В целях оперативного реагирования на складывающую оперативную обстановку с лесными пожарами разработан план тушения природных пожаров, согласованный со всеми заинтересованными службами. На территории поселений приняты постановления по усилению мер пожарной безопасности, с разработкой конкретных планов мероприятий приближенных к местным условиям. Проведены мероприятия по подготовке и обустройству к пожароопасному периоду источников наружного противопожарного водоснабжения: пожарные гидранты, подъезды к открытым источникам прудам, рекам. Административной комиссией и работниками администраций ОМС района проведены подворные обходы жилого сектора, с выдачей предложений по устранению нарушений правил пожарной безопасности и благоустройства населенных пунктов. Проведенные мероприятия способствовали снижению количества пожаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
в) Мероприятия в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Основные усилия органов управления РСЧС были направлены на обеспечение эффективной работы и повседневной готовности районного и городского функциональных и объектовых звеньев, их органов управления и сил. Для повседневного управления Сердобским районным звеном территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС). ЕДДС оснащена необходимым комплектом оборудования и подключена к системе оперативного управления ГУ МЧС России по Пензенской области. На ЕДДС аккумулируется вся информация по вопросам жизнеобеспечения района, на каждый населенный пункт, потенциально опасный объект разработан электронный паспорт, с указанием характерных рисков для населения и мерами по ликвидации их последствий. Наличие сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, позволяет в кратчайшие сроки, с минимальными потерями сосредоточить их на решающих направлениях и принять меры по их ликвидации. Ежедневно, в рамках оперативной подготовки, проводятся тренировки с личным составом оперативно-диспетчерского состава служб района. На химически опасном объекте, ООО "Мечта" проведены мероприятия по выводу из технологии аммиака - химически опасного вещества для здоровья человека. После вывоза за пределы предприятия, оно будет исключено из перечня потенциально опасных. В текущем полугодии проведены тренировки, специальные и комплексные учения с нештатными аварийно-спасательными формированиями по оказанию помощи населению в период весеннего паводка, по локализации и ликвидации очага "Африканской чумы свиней", ликвидация последствий террористического акта и ряда других мероприятий.
Как недостаток следует отметить, отсутствие или незначительный объем резервов материальных или финансовых ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.
Для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории района создан резерв материальных ресурсов на базе предприятий выпускающих данную продукцию или имеющих эту продукцию на складах (Хлебозавод, ООО "Марс", И.П. "Чумак" и ряд других организаций и физических лиц. С данными организациями и физическими лицами заключены договора предварительной поставки продукции в случае ЧС (ГСМ, стройматериалы, продукты питания, медикаменты). Резервный фонд администрации района на ликвидацию последствий ЧС составляет на 2013 год 260 тыс. руб.
г) Мероприятия по инженерной защите.
Для укрытия местного населения и прибывающего эваконаселения города при внезапном нападении, имеются 6 убежищ на 1 тысячу человек, 15 противорадиационных укрытий на 2 тыс. человек. Остальное население укрывается в подвальных помещениях, хранилищах и погребах. Для населения, необеспеченного защитными сооружениями необходимо строительство 64 БВУ (быстро возводимых укрытий). В целом укрытие наибольшей работающей смены (НРС) предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в особый период, в городе обеспечивается.
В 2013 году комплекс мероприятий по инженерной защите населения и территорий осуществлялся по следующим направлениям:
- поддержание имеющих защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО) в состоянии максимальной готовности к приему укрываемых. Отремонтированы и приведены в готовность убежище на станции "Сердобск", противорадиационное укрытие на ЛПУ МГ с. Мещерское.
д) Организация эвакуационных мероприятий.
Работа по планированию эвакуационных мероприятий проводится в соответствии с Порядком эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, утверждаемым Правительством РФ, распоряжением Губернатора Пензенской области.
В администрациях района и города созданы соответствующие комиссии; эвакуационная в городе - председатель - руководитель аппарата администрации Руденко Г.Н., и эвакоприемная в администрации района - председатель - заместитель главы администрации района Корнеева М.А. Определены группы управления на маршрутах эвакуации, администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения, оперативные группы, определены места размещения сборных эвакопунктов, пунктов приема и размещения населения. Состав эвакоорганов ежегодно уточняется и утверждается соответствующими распорядительными документами. Осуществлены мероприятия по корректировке документов в области планирования и организации эвакуации населения, уточнены расчеты по эвакуации населения и размещения в безопасных районах, а также спланированы мероприятия по первоочередному обеспечению эвакуируемого (пострадавшего) населения в местах временного размещения. В целом работа по планированию и организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон воздействия поражающих факторов техногенных аварий и стихийных бедствий организована в соответствии с требованиями руководящих документов и в установленные сроки. Вместе с тем не решенным остается вопрос транспортного обеспечения эвакомероприятий. Обеспеченность транспортных организаций технически исправным транспортом составляет в среднем 60%.
е) Подготовка руководящего состава и работников РСЧС, обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Руководящий состав районного звена РСЧС прошел обучение через учебно-методический центр ГУ МЧС России по Пензенской области, с выдачей соответствующих сертификатов и удостоверений. Руководящий состав нештатных аварийно спасательных формирований проходил обучение на курсах ГО г. Сердобска.
Обучение населения действиям в ЧС проводилось в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС. Основные усилия в обучении населения были сосредоточены на организации создания учебных классов, проведении бесед, показе учебных фильмов, помещении статей в печати. Обучение учащихся в образовательных учреждениях осуществлялось в рамках программ курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Вместе с тем, из-за малого объема, обучение сведено к изучению вопросов охраны труда, вопросов оказания первой медицинской помощи, что явно недостаточно. Многие учебные заведения приняли активное участие в подготовке и проведении конкурсов "Самая пожаробезопасная школа", "Самое пожаробезопасное дошкольное учреждение", "Самый пожаробезопасный дом культуры". В целом направление по подготовке руководящего состава РСЧС и обучение населения района осуществлялось в соответствии нормативных документов.
В целях совершенствования гражданской обороны, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Сердобского района необходимо:
- принять участие в реализации региональной целевой программы по созданию и развитию комплексной системы защиты населения и территорий; обеспечить эксплуатацию отдельных элементов создаваемой комплексной системы оповещения в муниципальных образованиях;
- обеспечить развитие аварийно-спасательных формирований, создание подразделений добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, в целях повышения оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации и пожары;
- организовать проведение работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и взаимодействие операторского персонала данной системы с подведомственными дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, единой дежурно-диспетчерской службой Сердобского района;
- продолжить работу по созданию комплексной системы оповещения населения в местах массового пребывания людей и систем мониторинга за состоянием безопасности критически важных и потенциально опасных объектов;
- совершенствовать формы и методы обучения населения;
- серьезно улучшить сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений.


------------------------------------------------------------------