<Разъяснение> Прокуратуры Пензенской обл. от 22.07.2013 N 22/1-06-2013 "Ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию"



ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. № 22/1-06-2013

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВВОД ЕГО В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Вопрос: Что такое разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и какова ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию?

Ответ: Практика прокурорского надзора на протяжении нескольких лет показывает, что многими субъектами предпринимательской деятельности нарушаются требования градостроительного законодательства в части ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства до получения разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на ввод удостоверяет:
- выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство;
- соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Застройщик должен обратиться в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
К нему необходимо приложить следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Указанный ранее орган, выдавший разрешение на строительство, в течение 10 дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан:
- обеспечить проверку наличия и правильности оформления неназванных документов;
- произвести осмотр объекта капитального строительства (осмотр не производится, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор);
- выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
То есть уполномоченный на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию орган может либо принять решение о выдаче указанного разрешения, либо отказать в его выдаче.
Основанием для отказа в выдаче может послужить:
1) отсутствие предусмотренных ГрК РФ документов (п. 3 ст. 55);
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации (это основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства).
Если основанием для отказа послужило непредставление указанных документов, то данное нарушение застройщика может быть исправлено путем передачи в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, указанных сведений и документации.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698. Порядок заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (Инструкция) утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 № 121.
В нем должны содержаться сведения об объекте капитального строительства, необходимые для постановки построенного объекта капитального строительства на государственный учет или внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
При выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеназванными органами осуществляется проверка соблюдения при строительстве объекта градостроительных, строительных и других норм и правил.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Рассмотрев порядок подготовки документации для осуществления строительства, получения необходимых разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, необходимо выделить ряд объектов, в отношении которых действуют положения, представляющие исключение из общего правила. К таковым объектам отнесены объекты недвижимости, для строительства, реконструкции которых не требуется выдачи разрешения:
- на строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или на строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
- на строительство, реконструкцию объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
- на строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
- на изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные строительным регламентом;
- в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объект капитального строительства, введенный в эксплуатацию без разрешения, представляет собой угрозу для жизни и здоровья находящихся в нем людей. Не стоит забывать про это.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
Н.Е.КАНЦЕРОВА


------------------------------------------------------------------