По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Пензенского УФАС России от 04.07.2013 N 2-03/19-2013 <О признании действий хозяйственного общества, выразившихся во взимании необоснованной платы за коммунальную услугу электроснабжения, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. № 2-03/19-2013
Резолютивная часть решения объявлена "20" июня 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено "04" июля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Б.Т.В. - и.о. руководителя управления, председатель Комиссии;
С.Н.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
К.Н.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
при участии:
со стороны Общества с ограниченной ответственностью "УО "Ж" (<...>) (далее - ООО УО "Ж"):
Б.К.Ю. - представителя по доверенности от 10.01.2013 б/н;
Ч.К.В. - представителя по доверенности от 20.05.2013 г. б/н;
В.Е.В. - представителя по доверенности от 10.01.2013 г. б/н,
со стороны УФ - ф-ла ФГУП "ПР" (<...>):
Г.Г.П. - представителя по доверенности от 27.02.2013 г. № 9;
А.А.Н. - руководителя технического отдела "ПП" Пензенской области - ф-ла ФГУП "ПР";
со стороны заявителя:
Ф.В.Д. - <...>,
рассмотрев дело № 2-03/19-2013 по признакам нарушения ООО "УО "Ж" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции),
установила:
В Пензенское УФАС России поступило обращение от жителей дома <...> по вопросу предъявления управляющей организацией ООО УО "Ж" необоснованной платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставляемую на общедомовые нужды.
Из обращения следует, что ООО "УО "Ж" является организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным жилым домом <...>.
В январе, феврале, марте 2013 г. объем коммунальной услуг электроснабжения, потребляемой в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме № 20 составляет до половины объема коммунальной услуги, предоставленных потребителям в жилых помещениях дома.
Приказом Пензенского УФАС России от 15.05.2013 г. № 84 в отношении ООО "УО "Ж" в составе группы лиц ООО "ГК" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 15.05.2013 г. дело № 2-03/19-2013 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 30.05.2013 г.
На заседании Комиссии наниматель <...> Ф.В.Д. поддержал требования, изложенные в обращении жителей дома, считает, что ООО "УО "Ж" предъявило к оплате жителям дома в январе, феврале, марте 2013 г. Завышенный объем коммунальной услуги электроснабжения, предоставленной на общедомовые нужды. Указал, что в доме № 20 размещено отделение почтовой связи, при этом в квитанциях, предъявленных жителям дома к оплате в указанные месяцы, отсутствует информация о потреблении электроэнергии в нежилом помещении дома.
Представитель ответчика по делу не согласился с тем, что в действиях ООО "УО "Ж" содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, пояснив, что начисление платы за коммунальные услуги жителям дома <...> производится в соответствии с постановлением Правительства от 06.05.2013 г. № 354.
В письменных пояснениях вх. от 29.05.2013 г. № 1354 ООО "УО "Ж" указало, что при начислении платы за электроэнергию, предоставляемую на общедомовые нужды в доме № 20 за период с января по март 2013 г. не учитывался объем потребления по нежилому помещению дома в связи с непредставлением показаний потребителем. В апреле показания были представлены, был произведен перерасчет платы.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств рассмотрение дела № 2-03/19-2013 было отложено и назначено на 20.06.2013 г.
На заседании Комиссии представитель ООО "УО "Ж" поддержал свою позицию, изложенную ранее, пояснив, что обязанность представлять показания прибора учета электроэнергии по нежилому помещению возложена на потребителя услуги.
Представитель "УФ" (далее - "УФ" Пензенской области - филиал ФГУП "ПР") пояснил, что оплата электроэнергии по почтовому отделению <...> производится согласно счетам, предъявляемым к оплате ООО "УО "Ж" с учетом показаний прибора учета электроэнергии, установленного в помещении отделения почты. Письмом от 30.04.2013 г. № 47.15.3.3-5 в адрес ООО "УО "Ж" направлены показания прибора учета за период с апреля 2012 г. по апрель 2013 г.
Изучив материалы и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Приказом Пензенского УФАС России от 11.08.2011 г. № 164 ООО УО "Ж" в составе группы лиц ООО "ГК" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке услуг по управлению многоквартирными домами (ОКВЭД 70.32.1) с долей > 50% на территории г. Пенза.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.
Таким образом, ООО "УО "Ж" в составе группы лиц ООО "ГК" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами (ОКВЭД 70.32.1) на территории г. Пензы и оказывает решающее воздействие на общие условия обращения товара, в т.ч. в отношении жителей многоквартирного жилого дома <...>.
ООО "УО "Ж", являясь исполнителем коммунальных услуг, в рамках договоров управления многоквартирными домами, предоставляет собственникам помещений, а также лицам, пользующимся на законных основаниях помещениями в указанных многоквартирных домах коммунальные услуги (отопление, холодное/горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение).
Установлено, что многоквартирный жилой дом <...> входит в перечень домов, находящихся в управлении ООО "УО "Ж".
Управляющая организация ООО "Ж" осуществляет работы по содержанию и текущему ремонту помещений дома, оказывает коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений дома. Плата за оказанные услуги предъявляется путем выставления счет-квитанций.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией установлено, что 02.04.2012 г. между ООО "УО "Ж" и ООО "ГК" заключен агентский договор № <...>, согласно которому ООО "ГК" от имени и за счет ООО "УО "Ж" производит расчет и начисляет плату за жилищные, коммунальные и иные услуги по лицевым счетам потребителей ООО "УО "Ж" (нанимателей, собственников и иных пользователей, использующих на законных основаниях жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах). Агентский договор действовал до 01.12.2012 г.
01.11.2012 г. ООО "УО "Ж" заключило на аналогичных условиях агентский договор № <...> с ОАО "ГЦ", распространив его действие на отношения, возникшие с 01.12.2012 г.
В ходе рассмотрения дела установлено, что счета-квитанции на оплату коммунальных услуг жителям многоквартирного жилого дома <...> выставляются от имени ООО "УО "Ж".
В нежилом помещении многоквартирного дома № 20 расположено отделение ФГУП "ПР".
В соответствии с договором от 01.10.2012 г. № <...>, заключенным между УФ Пензенской области - филиал ФГУП "ПР" и ООО "УО "Ж", управляющая организация производит работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома <...>.
Согласно соглашению о порядке оплаты за потребленную электроэнергию между УФ Пензенской области - филиал ФГУП "ПР" и ООО "УО "Ж" от 01.04.2008 г. № 14, снятие показаний прибора учета электроэнергии ведет УФ Пензенской области - филиал ФГУП "ПР" и возмещает плату за потребленную электроэнергию управляющей организации. С 01.03.2013 г. расчеты за электроэнергию ведутся ФГУП "ПР" напрямую с ресурсоснабжающей организацией.
Установлено, что многоквартирный дом <...> оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии. На схеме внутридомовых сетей дома № 20, представленной ООО "УО "Ж" с письмом вх. от 29.05.2013 г., подключение электроснабжения нежилого помещения дома № 20, в котором расположено отделение ФГУП ПР, осуществлено после общедомового прибора учета электроэнергии. Таким образом, объем потребления электроэнергии по нежилому помещению дома учитывается в объеме общедомового потребления электроэнергии.
Начисление платы за электроэнергию, предоставляемую на общедомовые нужды собственникам (нанимателям) помещений дома № 20, производится с января 2013 г.
Квитанции, предъявленные жителям дома № 20 к оплате за январь, февраль, март 2013 года не содержат информации о потреблении электроэнергии по нежилому помещению дома. При этом жителям дома в квитанциях за январь, февраль, март 2013 года предъявлен к оплате весь объем услуги, определенный по показаниям ОПУ за соответствующей месяц.
Таким образом, объемы потребления услуги электроснабжения потребителем нежилого помещения дома № 20 за январь, февраль, март 2013 г. распределены всем потребителям электрической энергии как услуги, предоставляемой на общедомовые нужды.
Также при рассмотрении дела установлено, что за январь 2013 г. в объеме потребления услуги электроснабжения жилыми помещениями дома не учтен объем потребления собственника (пользователя) квартиры № 9, оборудованной индивидуальным прибором учета электроэнергии. ООО "УО "Ж" не учтен объем потребления электроэнергии по квартире № 9 в январе 2013 г. в связи с непредставлением потребителем показаний индивидуального прибора учета электроэнергии за указанный месяц.
В ходе рассмотрения дела ООО "УО" Ж" были представлены пояснения от 29.05.2013 г. № 1354, от 16.06.2013 г. № 746, из которых следует, что в ООО "УО "Ж" показания потребления по нежилому помещению дома <...> с марта 2012 г. по март 2013 г. не представлялись, в связи с чем начисление платы по нежилому помещению не производилось. Объем потребления электроэнергии по нежилому помещению был представлен ФГУП ПР только в апреле 2013 г.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (пункт 4 статьи 154 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно статье 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, обязанность по расчету и начислению платы за коммунальные услуги и ответственность за указанные действия в силу действующего законодательства и агентских договоров возлагается на ООО "УО "Ж".
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок оплаты потребителями коммунальных услуг установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", вступившем в силу с 01.09.2012 г. (далее - Правила № 354).
Правилами № 354 на Исполнителя коммунальных услуг возложены следующие обязанности:
- в случае непредставления потребителем, на котором лежит обязанность по передаче исполнителю показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период, таких показаний в установленные настоящими Правилами сроки определять плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с расчетного периода, за который потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель предоставил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (подпункт "б" пункта 59 Правил № 354);
- в случае неисполнения потребителем, обязанности по передаче исполнителю показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета по истечении трех расчетных периодов рассчитывать плату за коммунальную услугу исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил № 354);
- при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета более 3 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 3-месячного срока обязан провести проверку и снять показания прибора учета (пункт 84 Правил № 354).
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 43 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса. Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется для электроснабжения - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об электроснабжении.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом <...> оборудован общедомовым прибором учета потребления электроснабжения.
В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. Объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, определяется как разница между объемом, определенным по показаниям общедомового прибора учета и суммой показаний ИПУ и норматива потребления в помещениях, не оборудованных ИПУ.
На заседании Комиссии Пензенского УФАС России по делу № 2-03/19-2013 представитель ООО "УО "Ж" пояснил, что общество при начислении платы за коммунальные услуги руководствуется вышеуказанными Правилами № 354.
В случае неисполнения потребителем обязанности по передаче исполнителю показаний индивидуального прибора учета предусмотрено начисление платы с учетом рассчитанного объема потребления услуги электроснабжения. Кроме того, в установленный срок исполнитель обязан провести проверку и снять показания прибора учета у потребителя.
В то же время, из представленных ООО "УО "Ж" документов установлено, что в нарушение подпункта "б" пункта 59 Правил № 354 Общество при предъявлении жителям дома <...> в январе 2013 г. платы за электроснабжение не учло объем потребления по квартире № 9. В нарушение пункта 43 Правил № 354 в период с января по март 2013 г. объемы потребления электроэнергии по нежилому помещению дома не учитывались при исчислении платы за услугу электроснабжения, предоставляемую на общедомовые нужды. Указанные объемы распределены на всех потребителей дома в составе платы за услугу электроснабжения, предоставляемую на общедомовые нужды.
Таким образом, ООО "УО "Ж", не исполняя обязанность по начислению платы за коммунальные услуги в жилом помещении отдельным потребителям, не представившим показания ИПУ, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Указанные действия ООО "УО "Ж" приводят к тому, что потребители, своевременно предоставляющие показания ИПУ и оплачивающие потребленные коммунальные ресурсы, вынуждены нести дополнительные и необоснованные затраты, отнесенные на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, что приводит к ущемлению их интересов.
Утверждение представителей управляющей организации, что причиной неначисления платы за услуги электроснабжения явилось непредставление ими показаний приборов учета не может быть признано обоснованным.
ООО "УО "Ж" в ходе рассмотрения дела не были представлены доказательства того, что им принимались меры для получения информации об объемах потребления электроэнергии, что в ФГУП "ПР" были направлены запросы или проводились проверки показаний приборов учета у потребителей.
Представленные ООО "УО "Ж" акты проведении проверок приборов учета помещений дома <...> не могут являться доказательством, так документы оформлены ненадлежащим образом, в указанных актах отсутствует дата составления, подписи.
Неисполнение ООО "УО "Ж" предусмотренных законодательством обязанностей по проведению проверки привело к необоснованному увеличению объема услуги электроснабжения, предоставляемой на общедомовые нужды.
Таким образом, ООО "УО "Ж", пользуясь своим доминирующим положением на рынке, в нарушение установленного Правилами № 354 порядка расчетов коммунальных услуг предъявляло жителям дома <...> для оплаты необоснованные объемы коммунальной услуги электроснабжения на общедомовые нужды, что повлекло ущемление интересов потребителей, добросовестно исполняющих обязанности по предоставлению показаний ИПУ и оплате коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Вместе с тем, в период рассмотрения дела № 2-03/19-2013 ООО "УО "Ж" были представлены квитанции, направленные жителям названного дома в мае 2013 г., согласно которым объем потребления по нежилому помещению за январь - март 2013 года учтен при начислении платы за электроэнергию, предоставляемую на общедомовые нужды, в апреле 2013 года. В квитанции, предъявленной потребителю квартиры № 9 в июне 2013 г., расчет платы за электроэнергию за май 2013 г. произведен с учетом объема потребления в январе 2013 г. Указанный объем учтен при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды за май 2013 г.
Таким образом, нарушение порядка расчета платы за услугу электроснабжения жителям дома № 20 по ул. Молодогвардейская г. Пензы было добровольно устранено в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО "УО "Ж", выразившиеся в предъявлении потребителям многоквартирного жилого дома <...> в январе - марте 2013 г. необоснованной платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставляемую на общедомовые нужды, в результате нарушения установленного Правилами № 354 порядка начисления платы за коммунальные услуги, которые повлекли ущемление интересов потребителей, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью "УО "Ж" (<...>), в составе группы лиц ООО "ГК", выразившихся в ущемлении интересов потребителей дома <...> в результате нарушения установленного порядка расчета и предъявления в январе - марте 2013 года необоснованной платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставляемую на общедомовые нужды, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с добровольным устранением ООО "УО "Ж" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий рассмотрение дела № 2-03/19-2013 прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии
Б.Т.В.
Члены Комиссии
С.Н.В.
К.Н.Е.
------------------------------------------------------------------