Постановление Администрации г. Пензы от 30.05.2013 N 571 "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Пензы на 2013 - 2015 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. № 571

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГОРОДА ПЕНЗЫ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

В целях создания условий для беспрепятственного доступа к социально значимым объектам инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии с постановлением главы администрации города Пензы от 30.11.2007 № 1451 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ города Пензы и порядка проведения мониторинга эффективности реализации долгосрочных целевых программ города Пензы" и руководствуясь ст. 31 Устава города Пензы, Администрация города Пензы постановляет:
1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Пензы на 2013 - 2015 годы" согласно приложению.
2. Определить разработчиком долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Пензы на 2013 - 2015 годы" Социальное управление города Пензы (С.В. Волков).
3. Информационно-аналитическому отделу (Е.В. Овчинникова) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Л.Ю. Рябихину, Социальное управление города Пензы (С.В. Волков).

Глава администрации города
Р.Б.ЧЕРНОВ





Приложение
к постановлению
администрации города Пензы
от 30 мая 2013 г. № 571

КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА
ГОРОДА ПЕНЗЫ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

1. Обоснование соответствия целей и задач целевой программы
целям и задачам развития экономики и социальной
сферы города Пензы

Долгосрочная целевая программа "Доступная среда города Пензы на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 17.10.2011 № 726-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда в Пензенской области на 2012 - 2015 годы".
Программа разработана с учетом основных положений Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (с последующими изменениями), Закона Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями).
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный Закон) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
В декабре 2006 года принята, а в мае 2008 года вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов. К марту 2009 года Конвенцию подписали 139 государств, в число которых вошла и Россия.
Конвенция направлена на установление единых норм и принципов, которыми должны руководствоваться государства-участники в отношении к людям с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными и сенсорными нарушениями, мешающими полному и эффективному их участию в жизни общества. Главный принцип, заложенный в Конвенции - обеспечение вовлеченности всех людей с инвалидностью в полноценную жизнь наравне с другими членами общества.
Положительный эффект от устранения барьеров (в первую очередь архитектурных, информационных, а также барьеров в сфере образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей.
Понятие доступности в Программе рассматривается в широком смысле, а в качестве основных показателей для оценки доступности используется достигнутый уровень социальной интеграции, качества жизни и обеспечения прав человека.
Важнейшими условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности: беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Под средой жизнедеятельности, сформированной с учетом потребностей инвалидов, понимается сложившаяся обычная среда, дооборудованная (преобразованная) в соответствии с нормативными требованиями и с учетом ограничений, возникающих в связи с инвалидностью.
По состоянию на 01.01.2013 в г. Пензе проживает 39012 инвалидов, в т.ч.:
1 группы - 4018 чел.
2 группы - 16641 чел.
3 группы - 17055 чел.
детей-инвалидов в возрасте до 18 лет - 1298 чел.
В целях осуществления контроля за соблюдением выполнения условий доступности объектов, администрацией города Пензы принято постановление от 01.10.2009 № 1219 "О рассмотрении проектной документации на объекты капитального назначения". Данным постановлением рекомендовано застройщикам, осуществляющим проектирование и строительство объектов капитального назначения (реконструкции, реставрации), представлять на рассмотрение проектную документацию в Управление муниципального имущества администрации города Пензы.
Практически все новые здания строятся с учетом нужд инвалидов.
Несмотря на принимаемые меры и определенные положительные сдвиги, инвалиды и другие маломобильные группы населения до настоящего времени остаются одними из самых уязвимых жителей и требуют дополнительного внимания и поддержки.
Подход к решению существующей комплексной проблемы должен быть исключительно программно-целевым, для чего необходимо решить следующие задачи: обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной сферы (учреждениям культуры, образования, социальной защиты); предоставление транспортных средств для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями для обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры; обследование инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата для определения потребностей в установке пандусов, поручней, подъемников в жилых домах и квартирах.
Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы, являются финансовые риски - финансирование запланированных мероприятий не в полном объеме и рост инфляции выше прогнозного уровня.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Для выполнения целей и задач, определенных настоящей Концепцией долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Пензы на 2013 - 2015 годы" (далее - Концепция), необходим системный подход к созданию условий для нормальной жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения всеми заинтересованными сторонами, который может быть осуществлен только в рамках долгосрочной целевой программы.
Реализация и принятие Программы обусловлены необходимостью координации деятельности и интеграции усилий органов местного самоуправления и иных заинтересованных ведомств в вопросах создания социально-экономических условий для осуществления мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа к социально значимым объектам инвалидов и других маломобильных групп населения.
Социально-демографические тенденции в городе Пензе обуславливают необходимость программно-целевого подхода в реализации социальной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения и решения данной проблемы программно-целевым методом.
Применение программно-целевого метода даст возможность комплексно решать вопросы по созданию условий для повышения качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения, их интеграции в общество, реабилитации путем обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам в социально значимых сферах жизнедеятельности.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
использования программно-целевого метода

Решение органами местного самоуправления города Пензы вопросов создания социально-экономических условий для осуществления мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в социально значимых сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения без использования программно-целевого метода приведет к недостаточной координации деятельности и интеграции усилий органов местного самоуправления и иных заинтересованных ведомств и организаций в вопросах реализации эффективных мер по улучшению качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения.
Отсутствие целевой программы не позволит в должной мере спланировать скоординированные действия органов местного самоуправления и осуществлять их финансирование из бюджета города Пензы.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы

Альтернативных вариантов достижения целей и решения задач, намеченных настоящей Концепцией, иначе как программно-целевым методом решения проблемы, не имеется.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Срок действия Программы следует ограничить 3 годами (с 2013 по 2015 год включительно) в связи с постоянными динамическими переменами в рассматриваемой сфере.
В дальнейшем, с учетом анализа ситуации и прогноза ее развития, возможно продление срока действия Программы.
Систему программных мероприятий не следует разделять на этапы. Реализацию большинства мероприятий необходимо рассчитывать на весь период действия Программы.

6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам

Целями Программы целесообразно полагать:
1. Создание условий для беспрепятственного доступа к социально значимым объектам инвалидов и других маломобильных групп населения.
2. Определение потребностей в установке необходимых устройств (пандусов, поручней, подъемников) для беспрепятственного доступа к жилым помещениям.
Основными задачами Программы следует считать:
Задача 1. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной сферы (учреждениям культуры, образования, социальной защиты).
Задача 2. Предоставление транспортных средств для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями для обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры в рамках муниципального задания по муниципальной услуге "Предоставление транспортных средств для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями".
Задача 3. Обследование инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата для определения потребностей в установке необходимых устройств (пандусов, поручней, подъемников) для беспрепятственного доступа к жилым помещениям.
В качестве основных индикаторов достижения поставленных целей и задач следует считать:

Таблица 1. "Целевые индикаторы Программы"


Индикатор/год Единица 2013 г. 2014 г. 2015 г.
измерения
индикаторов
целевой
программы

1. Количество объектов социальной единиц 0 5 5
сферы, имеющих беспрепятственный
доступ к ним инвалидов и других
маломобильных групп населения.

2. Доля граждан, получивших услугу % Не Не Не
"Предоставление транспортных средств менее менее менее
для перевозки пассажиров с 90 90 90
ограниченными физическими
возможностями" от числа обратившихся
за оказанием услуги.


7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Ожидаемый результат Программы: создание условий для беспрепятственного доступа к социально значимым объектам инвалидов и других маломобильных групп населения; определение потребностей в установке необходимых устройств (пандусов, поручней, подъемников) для беспрепятственного доступа к жилым помещениям.
Успешное выполнение мероприятий Программы будет способствовать:
- обеспечению доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата к объектам социальной инфраструктуры;
- увеличению количества доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры;
- формированию базы данных инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

8. Предложения по исполнителям Программы

К исполнителям Программы следует отнести:
- Администрацию города Пензы;
- Социальное управление города Пензы;
- Управление культуры города Пензы;
- Управление образования города Пензы;
- Управление муниципального имущества администрации города Пензы;
- Учреждения, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Социальное управление города Пензы;
- Учреждения, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования города Пензы;
- Учреждения, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Управление культуры города Пензы;
- Учреждение, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет Управление муниципального имущества администрации города Пензы.

9. Предложения о заказчике и разработчике целевой программы

Заказчиком Программы целесообразно определить Социальное управление города Пензы.
Разработчиком Программы следует определить Социальное управление города Пензы.

10. Предложения по направлениям финансирования Программы

По предварительным расчетам направления и объемы финансирования Программы распределяются по годам следующим образом:

Таблица 2.


Исполнители мероприятия Средства бюджета г. Пензы ИТОГО
(тыс. руб.)

2013 год 2014 год 2015 год

Администрация города Пензы 0,0 5477,2 0,0 5477,2

Социальное управление города Пензы 0,0 3664,8 0,0 3664,8

Управление образования города Пензы 0,0 4952,6 0,0 4952,6

Управление культуры города Пензы 0,0 10795,8 0,0 10795,8

Управление муниципального имущества 905,0 1200,0 1200,0 3305,0
администрации города Пензы в рамках
муниципального задания по
муниципальной услуге "Предоставление
транспортных средств для перевозки
пассажиров с ограниченными
физическими возможностями"

Всего 905,0 26090,4 1200,0 28195,4


11. Общие принципы и механизмы формирования мероприятий
Программы, оценки результативности их реализации
и объемов бюджетного финансирования

Оценка эффективности реализации Программы базируется на предположении о достижении в заданные сроки установленных целевых индикаторов.
Общий контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет администрация города Пензы.
Оперативное управление Программой осуществляет Социальное управление города Пензы.
Заказчик-координатор ежегодно до 1 марта направляет в Управление экономического развития и внешних связей администрации города Пензы и Финансовое управление города Пензы доклад о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств.
Общий объем финансирования Программы на 2013 - 2015 годы по предварительным подсчетам составит 28195,4 тыс. рублей за счет средств бюджета города Пензы.
С учетом возможностей бюджета города Пензы, объемы средств, направленных на реализацию Программы, уточняются при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Ответственность за целевое использование и эффективное расходование бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, несет Социальное управление города Пензы, Администрация города Пензы, Управление образования города Пензы, Управление культуры города Пензы, Управление муниципального имущества администрации города Пензы.

Заместитель главы администрации
А.В.МАКАРОВ


------------------------------------------------------------------