Постановление ЗС Пензенской обл. от 22.03.2013 N 139-6/5 ЗС "О законодательной инициативе Законодательного Собрания Пензенской области о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"



22 марта 2013 года N 139-6/5 ЗС

------------------------------------------------------------------

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
2. Направить указанный проект федерального закона на заключение в Правительство Российской Федерации.
3. После получения заключения Правительства Российской Федерации направить указанный проект федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить настоящее постановление в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителю от Законодательного Собрания Пензенской области Глебовой Л.Н., депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Есякову С.Я., Макарову Н.И., Руденскому И.Н., Симагину В.А. и в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой о поддержке указанного проекта федерального закона.
5. Просить депутата Государственной Думы Руденского И.Н. представлять указанный проект федерального закона на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по социальной политике.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
И.А.БЕЛОЗЕРЦЕВ
г. Пенза
22 марта 2013 года
№ 139-6/5 ЗС





Вносится
Законодательным Собранием
Пензенской области

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Внести в статью 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4920; 2009, № 1, ст. 27) изменение, дополнив подпункт 18 пункта 1 после слов "Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" словами ", противопожарной службы субъектов Российской Федерации".

Президент
Российской Федерации





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения
в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации"

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрено право на установление пенсии по старости по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Однако положение данной статьи о праве на досрочное назначение трудовой пенсии вступает в противоречие с положением, предусмотренным подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающим, что трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Таким образом, лишены права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лица, работавшие в противопожарной службе субъектов Российской Федерации.
Между тем, фактором, определяющим право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, является характер выполняемой работы и, прежде всего, профессиональный риск здоровьем и жизнью, которому подвергаются граждане при выполнении трудовых обязанностей. Работники Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации, как и работники Государственной противопожарной службы МЧС России, выполняют одни и те же трудовые и функциональные обязанности, связанные с организацией тушения пожаров, следовательно, характер их деятельности идентичен. Исходя из данного обстоятельства гарантии правовой и социальной защиты должны одинаково распространяться как на сотрудников федеральной противопожарной службы, так и на сотрудников противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
Согласно Указу Президента России от 9 ноября 2001 года № 1309 "О совершенствовании Государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России, что не повлияло на реализацию прав на досрочное пенсионное обеспечение с учетом данного вида профессиональной деятельности, направленного на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и, соответственно, последовавшей административной реформой в 2005 году Государственная противопожарная служба разделена на федеральную противопожарную службу, входящую в структуру МЧС России (80 тыс. человек), и противопожарную службу субъектов федерации (137 тыс. человек).
Согласно данным МЧС России на март 2010 года в Государственной противопожарной службе трудилось 202 тыс. человек, в том числе:
- в федеральной противопожарной службе - 150 тыс. человек;
- в противопожарной службе субъектов - 52 тыс. человек.
Таким образом, одна четвертая часть сотрудников Государственной противопожарной службы России лишена права на досрочное пенсионное обеспечение по достижении 50 лет.
Что касается Пензенской области, реорганизация Государственной противопожарной службы и, соответственно, изменение досрочного пенсионного обеспечения работников Государственной противопожарной службы в данном субъекте происходило следующим образом:
1) до 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба относилась к МВД России. На основании Указа Президента РФ от 9 ноября 2001 года № 1309 с 1 января 2002 года работники Государственной противопожарной службы МВД России считаются работающими в Государственной противопожарной службе МЧС России. Период трудовой деятельности работников территориальных организаций Государственной противопожарной службы МЧС России как до, так и после указанной даты подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное установление трудовой пенсии по старости;
2) после подписания Соглашения между МЧС России (9 июля 2004 года) и Правительством Пензенской области (9 августа 2004 года № 4-6а-08/108) Государственная противопожарная служба Пензенской области присоединена к Министерству по делам ГО и ЧС Пензенской области, то есть вышла из структуры МЧС России. Государственное учреждение "Пензенский пожарно-спасательный центр" (вошедшее в структуру Правительства Пензенской области) зарегистрировано 24 сентября 2004 года.
В этой связи период работы сотрудников Пензенского пожарно-спасательного центра после указанной даты не подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное установление трудовой пенсии по старости;
3) с 1 января 2008 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года № 794 противопожарная служба в Пензенской области повторно вошла в состав МЧС России, вследствие чего ее сотрудники вновь приобрели право на включение в специальный стаж периодов работы в указанной службе.
Как следствие указанного реформирования период работы с 24 сентября 2004 года по 31 декабря 2007 года (3 года 2 месяца 7 дней) на должностях Государственной противопожарной службы Пензенской области, не входящей в этот период в структуру МЧС России, не подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, только по основаниям изменения ведомственной подчиненности.
В настоящее время в Государственной противопожарной службе МЧС России по Пензенской области работает 723 человека. Все они, как потенциальные получатели досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не смогут своевременно реализовать свое право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку вынуждены дополнительно доработать 3 года 2 месяца 7 дней, исключенные из их специального стажа по вышеуказанным основаниям.
В целях устранения данного противоречия Законодательным Собранием Пензенской области подготовлен законопроект "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который предусматривает дополнение подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" словами "противопожарной службы субъектов Российской Федерации". Это изменение позволит органам Пенсионного фонда России учитывать стаж работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Принятие данного законопроекта обеспечит соблюдение конституционного принципа равенства всех граждан перед законом и принципа социальной справедливости.





Приложение
к проекту
федерального закона
"О внесении изменения в
статью 27 Федерального закона
"О трудовых пенсиях
в Российской Федерации"

Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР,
федеральных конституционных законов, федеральных законов
и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской
Федерации, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи
с принятием Федерального закона "О внесении изменения
в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации"

Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Председатель
Законодательного Собрания
И.А.БЕЛОЗЕРЦЕВ





Приложение
к проекту
федерального закона
"О внесении изменения в
статью 27 Федерального закона
"О трудовых пенсиях
в Российской Федерации"

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью
27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации"

В настоящее время в Государственной противопожарной службе МЧС России по Пензенской области работает 723 человека. Все они, как потенциальные получатели досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не смогут своевременно реализовать свое право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тем, что из их специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, будут исключены периоды работы в органах пожарной безопасности Пензенской области.
В Пензенской области для выплаты пенсии на одного человека потребовалось бы 115,9 тыс. руб. (с учетом среднегодового размера трудовой пенсии по старости в Пензенской области в 2013 году - 9659,46 руб.), соответственно, на 723 человека - 83,8 млн. руб., что составит 0,19 процента годовой потребности на выплату трудовых пенсий.
В Российской Федерации, по сведениям МЧС России, в результате проведения административной реформы Государственной противопожарной службы численность работников данной службы, относящейся к субъектам Российской Федерации, сократилась со 137 тыс. сотрудников в 2005 году до 52 тыс. сотрудников в 2010 году, то есть фактически в 3 раза за 5 лет.
Учитывая сложившуюся тенденцию уменьшения численности работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации в связи с их переходом в состав МЧС России, для расчета принимается численность 31 тыс. человек. Исходя из среднегодового размера трудовой пенсии по старости в Российской Федерации 10625 руб. на 2013 год на реализацию указанного законопроекта потребуется 3,9 млрд. руб., или 0,08 процента от расходов на выплату страховой части трудовой пенсии в 2013 году в целом по России.

Председатель
Законодательного Собрания
И.А.БЕЛОЗЕРЦЕВ


------------------------------------------------------------------