Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.05.2013 по делу N А49-201/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 9, пунктов 16.1 - 16.4 Приложения N 1 Приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.08.2012 N 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу № А49-201/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 16 мая 2013 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мещерякова А.А.,
судей Колдомасовой Л.А., Петровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (ОГРН 1075836002450)
к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (ОГРН 1095836002470)
при участии Прокуратуры Пензенской области
об оспаривании нормативного правового акта,
при участии в заседании:
от заявителя - директора Синюковой И.В. (паспорт), начальника юридического отдела Ежовой Е.А. (доверенность от 09.01.2013 № 7);
от ответчика - начальника отдела Сидоркиной О.В. (доверенность от 18.02.2013 № 1216), главного специалиста-эксперта Хромовой А.М. (доверенность от 09.01.2013 № 46);
от Прокуратуры Пензенской области - старшего помощника прокурора Беляковой Л.Н. (служебное удостоверение),

установил:

Муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании пункта 9 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - ответчик, Управление) от 20.08.2012 № 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области" и пунктов 16.1 - 16.4 Приложения № 1 к названному приказу.
После принятия заявления к производству в арбитражный суд поступило письменное ходатайство Прокуратуры Пензенской области о вступлении прокурора в арбитражный процесс на основании положений части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 33). Данное ходатайство арбитражным судом было удовлетворено, что отражено в определении об отложении предварительного судебного заседания от 20.02.2013 (том 1 л.д. 87 - 89).
В судебном заседании представители предприятия поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, и просили арбитражный суд признать недействующими пункт 9 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.08.2012 № 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области" и пункты 16.1 - 16.4 Приложения № 1 к нему.
При этом в обоснование своих требований заявитель указывает, что оспариваемые положения приказа не соответствуют Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, поскольку при определении нормативов Управлением применен расчетный метод, а не метод аналогов. Кроме того, ответчиком неправомерно выделены в отдельную категорию многоквартирные дома, построенные по типу общежитий, с централизованным горячим водоснабжением, а также установленные для них нормативы потребления являются экономически необоснованными.
Представители ответчика в судебном заседании, в отзыве на заявление и дополнениях к нему требования заявителя отклонили и просили отказать в их удовлетворении. При этом ответчик указывает, что Управление является уполномоченным в рассматриваемой сфере органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Выделение указанных выше многоквартирных домов по типу общежитий в отдельную группу является обоснованным и соответствует законодательству, поскольку они отличаются по степени благоустройства от иных многоквартирных жилых домов. Расчетный метод был применен правомерно, так как возможность для применения метода аналогов отсутствовала. Нормативы были определены с использованием предусмотренных законодательством формул и являются обоснованными.
По заключению прокурора (том 2 л.д. 75 - 79) оспариваемые положения приказа Управления соответствуют упомянутому выше Постановлению Правительства Российской Федерации, в связи с чем прокурор просит отказать в удовлетворении заявления.
В судебном заседании 07.05.2013 арбитражным судом был объявлен перерыв до 15 час. 00 мин. 14.05.2013.
О времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва участвующие в деле лица извещались под расписку в судебном заседании, а также путем размещения объявления с указанием времени и места продолжения заседания на информационном стенде суда и официальном сайте Арбитражного суда Пензенской области (том 2 л.д. 66, 67), что согласно положениям Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 № 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" считается надлежащим извещением всех лиц, участвующих в деле.
После окончания перерыва рассмотрение дела было продолжено судом с участием тех же представителей всех лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, арбитражный суд установил следующее.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденному Постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 № 440-пП, данное Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области был издан приказ от 20.08.2012 № 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области" (том 1 л.д. 43 - 62), текст которого был опубликован в газете "Издательский дом "Пензенская правда" 21.08.2012 (том 1 л.д. 63 - 67).
Данным приказом Управления были установлены и введены в действие с 01.09.2012 нормативы потребления населением Пензенской области коммунальных услуг, в том числе, по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, отоплению и электроснабжению.
В соответствии с пунктом 9 названного приказа для расчета установленных этим приказом нормативов потребления применен расчетный метод.
В Приложении № 1 к приказу приведены нормативы потребления населением Пензенской области коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях, определенные исходя из конструктивных и технических параметров многоквартирных или жилых домов (в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая); в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Согласно Приложению № 1 указанные нормативы дифференцированы, в частности, по степени благоустройства жилых домов.
В соответствии с пунктами 16.1 - 16.4 Приложения № 1 к рассматриваемому приказу в отдельную группу выделены многоквартирные дома, построенные по типу общежитий, с централизованным горячим водоснабжением.
Нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в таких домах по типу общежитий на одного человека в месяц согласно указанным пунктам установлены: с общими душевыми - 0,65 куб. м, с душем при всех жилых комнатах - 1,03 куб. м, с общими кухнями и общими блоками на этажах - 1,49 куб. м, с общими кухнями и блоками душевых на этажах при жилых комнатах в каждой секции здания - 1,69 куб. м.
При этом из сравнения указанных нормативов потребления для жилых домов по типу общежитий с нормативами, установленными для иных многоквартирных домов с централизованным горячим водоснабжением, которые оборудованы душем или ванными, (пункты 14, 15 Приложения № 1) следует, что установленные для многоквартирных домов, построенных по типу общежитий, нормативы потребления несколько меньше нормативов потребления для иных жилых домов, которые таковыми не являются.
Муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы" зарегистрировано 20.07.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1075836002450 (том 1 л.д. 9).
В соответствии с пунктом 2.2 устава МКП "Теплоснабжение г. Пензы" предприятие осуществляет деятельность по обеспечению энергоснабжения потребителей, в частности, производство и передачу горячей воды (том 1 л.д. 25 - 28).
Считая, что указанные выше нормативы потребления для многоквартирных домов, построенных по типу общежитий, являются заниженными и экономически необоснованными, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением и просит признать недействующими пункт 9 оспариваемого приказа Управления и пункты 16.1 - 16.4 Приложения № 1 к нему. При этом заявитель полагает, что выделение в приказе в отдельную группу указанных домов является неправомерным. Кроме того, при установлении спорных нормативов потребления был применен расчетный метод, а не метод аналогов.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, арбитражный суд считает, что в рассматриваемом случае необходимые условия для признания недействующими оспариваемых положений приказа Управления отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306).
Согласно пункту 1 Правил № 306 они определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с положениями пункта 2 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с данными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях понимается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
Пунктом 3 Правил № 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 10 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
При этом согласно пункту 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Там же указывается, что при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Таким образом, из приведенных положений пунктов 10 и 11 Правил № 306 следует, что степень благоустройства соответствующих многоквартирных жилых домов является одним из критериев, применяемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг, а различия в степени их благоустройства являются правомерным основанием для дифференцирования нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отдельных групп многоквартирных домов в зависимости от их принадлежности к домам с той или иной степенью благоустройства.
В соответствии с положениями пункта 2 Правил № 306 степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - это качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования.
В силу пункта 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
При этом в случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
В целях установления нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в адрес органов местного самоуправления Пензенской области были направлены запросы относительно степени благоустройства многоквартирных домов на территории области и получены ответы на них (том 1 л.д. 137, том 2 л.д. 1 - 28, 50 - 65).
Также Управлением получено письмо Администрации города Пензы от 14.08.2012 № 5-05-4144 по вопросу утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которому Администрация города Пензы при установлении нормативов просила учесть, что все бывшие общежития города в настоящее время имеют статус жилых домов, в связи с чем предложила установить отдельные нормативы потребления для жилых домов, имеющих степень благоустройства аналогичную общежитиям (том 1 л.д. 68).
Кроме того, нормативы потребления коммунальных услуг по степени благоустройства для многоквартирных домов-общежитий устанавливались и ранее действовавшими Постановлением Администрации города Пензы от 17.12.2009 № 1568 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по городу Пензе", Постановлением Администрации г. Кузнецка Пензенской области от 28.06.2010 № 1020 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по городу Кузнецку", Постановлением Главы г. Заречного Пензенской области от 29.12.2007 № 1232 "Об утверждении нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства для населения города Заречного" и иными нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Пензенской области.
По результатам анализа предоставленной органами местного самоуправления Пензенской области информации Управлением при утверждении рассматриваемых нормативов потребления коммунальных услуг было принято обоснованное решение о выделении в отдельную категорию многоквартирных домов, построенных по типу общежитий, поскольку по степени благоустройства данная категория жилых домов безусловно отличается от группы иных многоквартирных жилых домов.
При этом выделение Управлением в оспариваемом приказе в отдельную группу многоквартирных домов, построенных по типу общежитий, в полной мере соответствует приведенным положениям пунктов 2, 10, 11 Правил № 306, которые прямо предусматривают возможность дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг в зависимости от степени благоустройства многоквартирных домов.
Более того, арбитражный суд считает, что такое выделение в отдельную группу жилых домов с более низкой степенью благоустройства обеспечивает баланс публичных и частных интересов, направлено на реализацию принципа социальной справедливости и способствует защите прав и законных интересов граждан - потребителей коммунальных услуг, которые проживают в таких домах.
Согласно пунктам 19, 21, 22 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг.
Из содержания приведенных норм следует, что право применения при установлении нормативов потребления коммунальных услуг того или иного метода принадлежит уполномоченному органу. Возможность или невозможность применения соответствующего метода зависит от наличия у уполномоченного органа необходимой информации, которая указана в пунктах 21 и 22 Правил № 306.
При этом по информации ГБУ ПО "МЖКС" для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Пензенской области 30298 многоквартирных домов. Из них по состоянию на 01.05.2012 оснащено общедомовыми приборами учета холодной воды - 5,23%, горячей воды - 1,84%, отопления - 4,06%, электрической энергии - 9,54% многоквартирных жилых домов. Кроме того, часть домов не может быть оснащена приборами учета в силу ветхости, аварийности, отсутствия технической возможности (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно положениям пунктов 31, 33, 35 - 38 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
Для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Приборы учета должны быть утвержденного типа и прошедшими поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
После формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Показания приборов учета снимаются в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа любого месяца отопительного периода.
При снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг; адрес многоквартирного дома или жилого дома; число проживающих жителей; количество квартир; общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; дата и время снятия показаний приборов учета; количество этажей и т.д.
Кроме того, до проведения измерений и в период их проведения не должны проводиться внеочередные работы по ремонту и наладке внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома или жилого дома.
При этом с учетом указанных выше обстоятельств такой информации, которая бы соответствовала приведенным выше нормам и могла бы позволить применить при установлении нормативов коммунальных услуг метод аналогов, в том числе в отношении многоквартирных домов, построенных по типу общежитий, в распоряжении Управления не имелось, что подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем.
Как уже указывалось выше, согласно положениям пункта 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций, которые могут обращаться в уполномоченный орган по данному вопросу и представлять ему необходимую информацию и документы.
Доказательств того, что предприятие обращалось в Управление до вынесения оспариваемого приказа и представляло ему документы и сведения, которые бы отвечали приведенным выше положениям правовых норм в отношении обслуживаемых им домов-общежитий и позволяли бы установить для них спорные нормативы методом аналогов, заявителем не представлено и в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах в связи с отсутствием у Управления сведений, предусмотренных пунктом 21 Правил № 306 для применения метода аналогов, которые бы соответствовали процедуре выборочного наблюдения, установленной пунктами 31 - 42 данных Правил, при недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг, необходимо признать, что Управление в рассматриваемом случае правомерно в соответствии с положениями пункта 22 Правил № 306 применило при установлении спорных нормативов расчетный метод, указав об этом в пункте 9 оспариваемого приказа.
При определении спорных нормативов расчетным методом Управлением были использованы соответствующие формулы для определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные Приложением к Правилам № 306.
Кроме того, Управлением при определении спорных нормативов был произведен расчет средневзвешенного объема потребления воды для принятия ванны и/или душа среднестатистическим человеком и учтены максимальные нормы водопотребления на одного человека л/сут., предусмотренные в СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
Принятое Управлением количество процедур пользования одним водоразборным устройством в течение одного календарного месяца для жилых и многоквартирных домов, построенных по типу общежитий, согласовано с Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства, в соответствии с заключением ректора которого указанные расчеты являются правильными (том 1 л.д. 69).
Приведенный Управлением расчет спорных нормативов потребления коммунальных услуг для многоквартирных домов по типу общежитий с использованием соответствующих формул, предусмотренных Правилами № 306, и количества процедур приведен в отзыве на заявление (том 1 л.д. 41, 42), проверен судом и является обоснованным, что заявителем при рассмотрении дела не опровергнуто.
Таким образом, мнение предприятия о том, что рассматриваемые нормативы потребления являются экономически необоснованными, не соответствует приведенным положениям Правил № 306 и обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем пункт 9 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.08.2012 № 89 и пункты 16.1 - 16.4 Приложения № 1 к нему соответствуют приведенным нормам Правил № 306. Произведенные Управлением расчеты при определении спорных нормативов потребления коммунальных услуг для многоквартирных домов по типу общежитий сделаны с использованием предусмотренных Правилами № 306 формул и являются обоснованными, что предприятием не опровергнуто. В этой связи законных оснований для признания оспариваемых положений приказа недействующими и для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Доводы заявителя о том, что применение заниженных, по его мнению, нормативов потребления для многоквартирных домов по типу общежитий влечет для него убытки около 1500 тыс. руб. в год, являются не подтвержденными документально и не могут быть приняты во внимание арбитражным судом, поскольку однозначных и достоверных доказательств того, что предполагаемые им убытки непосредственно вызваны именно спорными нормативами для рассматриваемой категории домов-общежитий, в деле не имеется. При этом само предприятие в заявлении указывает, что в 2011 году оно получило убыток в общем размере 47061 тыс. руб., а, значит, гипотетические убытки заявителя, относящиеся, по его мнению, к общежитиям, могут быть вызваны не установленными для них нормативами потребления, а общими вопросами организации деятельности предприятия, себестоимостью его услуг и вопросами эффективности его производственно-хозяйственной деятельности, в связи с чем прямая причинно-следственная связь здесь отсутствует.
При обращении в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 4000 руб., тогда как согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам данной категории размер пошлины составляет 2000 руб. В этой связи согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать пункт 9 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20 августа 2012 года № 89 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Пензенской области" и пункты 16.1 - 16.4 Приложения № 1 к названному приказу соответствующими Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Возвратить муниципальному казенному предприятию "Теплоснабжение г. Пензы" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
А.А.МЕЩЕРЯКОВ

Судьи
Л.А.КОЛДОМАСОВА
Н.Н.ПЕТРОВА


------------------------------------------------------------------