Решение Арбитражного суда Пензенской обл. от 06.05.2013 по делу N А49-9019/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления администрации города Пензы от 28.04.2010 N 430 "Об установлении нормативов водоотведения по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу № А49-9019/2012

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 06 мая 2013 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Табаченкова М.В., Учаевой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Овчинниковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Семина Сергея Николаевича (ОГРНИП 304583530100039)
к администрации города Пензы,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал",
2. Верхне-Волжское бассейновое водное управление Отдел водных ресурсов по Пензенской области,
при участии прокуратуры Пензенской области,
о признании недействующим постановления администрации города Пензы от 28 апреля 2010 года № 430 "Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации" в части установленных Приложением нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Андрюшина А.М. - представителя (доверенность от 02.11.2012 года),
от ответчика - Узбяковой А.В. - начальника отдела по экономическому и нормативно-правовому регулированию правового управления (доверенность от 28.01.2013 года № 1-14-106/1), Гусевой И.В. - заведующей сектором ценообразования управления экономического развития и внешних связей (доверенность от 27.02.2013 года № 1-14-268),
от третьего лица ООО "Горводоканал" - Логиновой Н.Е. - представителя (доверенность от 28.12.2012 года № 81), Лесогорской А.А. - инженера-технолога отдела контроля качества промышленных стоков (доверенность от 12.02.2013 года № 19)
от третьего лица Верхне-Волжского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Пензенской области - не явились, извещены,
старшего помощника прокурора Пензенской области Беляковой Л.Н. (служебное удостоверение),

установил:

индивидуальный предприниматель Семин Сергей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействующим постановления администрации города Пензы от 28 апреля 2010 года № 430 "Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации" в части установленных Приложением нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации, как не соответствующее постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 267 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
По мнению заявителя, оспариваемым постановлением неправомерно ужесточены нормы ПДК по АПАВ, железу, кобальту, меди, никелю, нитритам, свинцу, что отрицательно влияет на деятельность предприятий, предпринимателей и иных абонентов. По указанному ряду металлов (веществ) нормы ПДК фактически превосходят требования к питьевой воде, установленные действующими нормативами, СанПиН 2.1.7.573-96.2.1.7. "Почва. Очистка населенных мест. Бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения. Санитарные правила и нормы", утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 года № 46 и СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 года № 24. Заявитель считает, что оспариваемые положения без правовых оснований создают ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку превышение незаконно установленных нормативов ПДК влечет взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в соответствии с постановлением главы администрации города Пензы от 28.04.2010 года № 430 "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации г. Пензы". Заявитель полагает, что оспариваемые положения направлены на обогащение организации ВКХ - ООО "Горводоканал" - за счет ее абонентов, что свидетельствует о создании для этой организации муниципальных преференций. В ходе рассмотрения дела основания заявленных требований заявителем были дополнены ссылкой на необоснованность расчетов показателей ПДК, представленных в материалы дела администрацией города Пензы (т. II л.д. 126-127).
Администрация города Пензы представила отзыв по делу и дополнения к нему, в которых возражает против заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, поскольку принят в соответствии с полномочиями исполнительного органа местного самоуправления, требованиями пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167, а также Методическими рекомендациями по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденными приказом Госстроя России от 06.04.2001 года № 75. В основу оспариваемых нормативов положены "Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты", утвержденные Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Отделом водных ресурсов по Пензенской области от 19.01.2010 года для ООО "Горводоканал", и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.02.2010 года № 1 (т. I л.д. 77-81; 82-90).
Определением суда от 17.01.2013 года удовлетворено заявление прокуратуры Пензенской области о вступлении прокурора в процесс, а также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "Горводоканал" и Верхне-Волжское бассейновое водное управление Отдел водных ресурсов по Пензенской области.
ООО "Горводоканал" представило отзыв по делу, в котором возражает против требований заявителя, ссылаясь на то, что эксплуатируемые им сооружения по очистке сточных вод предназначены для приема бытовых и сточных вод и не предназначены для приема загрязненных промышленными отходами сточных вод. Сточные воды, поступающие на очистные сооружения г. Пензы, подвергаются биологической очистке, которая не предполагает производить очищение сточных вод от химических элементов, поскольку данный вид очистки должен быть произведен на очистных сооружениях лиц, использующих воду из всех источников водоснабжения. Абонент несет ответственность за вред, причиненный организации ВКХ или системам коммунального водоснабжения и канализации, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Нормативы эти разработаны администрацией города Пензы в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденными приказом Госстроя России от 06.04.2001 года № 75 на основании данных "Нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты", утвержденных Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Отделом водных ресурсов по Пензенской области от 19.01.2010 года для ООО "Горводоканал", и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.02.2010 года № 1 (т. I л.д. 61-64).
Верхне-Волжское бассейновое водное управление Отдел водных ресурсов по Пензенской области представило ходатайство о рассмотрении дела без участия своих представителей, явку которых в судебное заседание не обеспечило (т. I л.д. 118).
Прокурор представил в материалы дела письменное заключение, из которого следует, что в удовлетворении требований заявителю следует отказать и признать оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим Федеральному закону "О защите конкуренции" и постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (т. III л.д. 47-50).
Присутствующие в судебном заседании представители заявителя, ответчика, третьего лица ООО "Горводоканал" и прокурор не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица Верхне-Волжского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Пензенской области.
На основании части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам в отсутствие представителя третьего лица Верхне-Волжского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Пензенской области.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, изложенных в форме письменных объяснений, а также дополнительно просил проверить оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие Методическим рекомендациям по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденным приказом Госстроя России от 06.04.2001 года № 75.
Присутствующие в судебном заседании представители администрации города Пензы возражали против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве по делу. При этом пояснили суду, что для расчетов размеров предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, оспариваемых по настоящему делу (далее - ПДК), использовались исходные данные 2008 года, поскольку "Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты", утвержденные Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Отделом водных ресурсов по Пензенской области от 19.01.2010 года для ООО "Горводоканал", и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.02.2010 года № 1, явившиеся основой для разработки ПДК, рассчитывались также на основании исходных данных 2008 года. При этом работа над документом началась в конце 2009 года, когда данных за 2009 год еще не было.
Присутствующие в судебном заседании представители ООО "Горводоканал" возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве по делу.
Прокурор считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд установил следующее.
28.04.2010 года администрацией города Пензы было принято постановление № 430 "Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации", пунктом 1 которого утверждены и введены в действие Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации, согласно приложению. В указанном приложении приведены следующие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации: взвешенных веществ (принимаемых на 1 очередь ОСК - 350 мг/л, на 2 очередь ОСК - 350 мг/л), сухого остатка (принимаемых на 1 очередь ОСК - 700 мг/л, на 2 очередь ОСК - 700 мг/л), БПК полн. (принимаемых на 1 очередь ОСК - 270 мг/л, на 2 очередь ОСК - 270 мг/л), ХПК (принимаемых на 1 очередь ОСК - 405 мг/л, на 2 очередь ОСК - 405 мг/л), азот аммония (принимаемых на 1 очередь ОСК - 12,5 мг/л, на 2 очередь ОСК - 12,5 мг/л), азот нитритов (принимаемых на 1 очередь ОСК - 0,03 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,03 мг/л), азот нитратов (принимаемых на 1 очередь ОСК - 9 мг/л, на 2 очередь ОСК - 9 мг/л), фосфатов (принимаемых на 1 очередь ОСК - 0,3 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,3 мг/л), хлоридов (принимаемых на 1 очередь ОСК - 92 мг/л, на 2 очередь ОСК - 92 мг/л), сульфатов (принимаемых на 1 очередь ОСК - 154 мг/л, на 2 очередь ОСК - 154 мг/л), нефтепродуктов (принимаемых на 1 очередь ОСК - 0,17 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,17 мг/л), АПАВ (на 1 очередь - 0,5 мг/л, на 2 очередь - 0,5 мг/л), кобальта (принимаемых на 1 очередь ОСК - 0,01 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,01 мг/л), ацетона (принимаемых на 1 очередь ОСК - 0,05 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,05 мг/л), формальдегидов (принимаемых на 1 очередь ОСК - 0,02 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,02 мг/л), калия (принимаемых на 1 очередь ОСК - 50 мг/л, на 2 очередь ОСК - 50 мг/л), натрия (принимаемых на 1 очередь ОСК - 50 мг/л, на 2 очередь ОСК - 50 мг/л), кальция (принимаемых на 1 очередь ОСК - 180 мг/л, на 2 очередь ОСК - 180 мг/л), железо (на 1 очередь - 0,3 мг/л, на 2 очередь - 0,3 мг/л), марганца (на 1 очередь ОСК - 0,08 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,08 мг/л), меди (на 1 очередь ОСК - 0,006 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,006 мг/л), кадмия (на 1 очередь ОСК - 0,005 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,005 мг/л), никеля (принимаемых на 1 очередь ОСК - 0,01 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,016 мг/л), свинца (на 1 очередь ОСК - 0,006 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,006 мг/л), цинк (на 1 очередь ОСК - 0,03 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,03 мг/л), хром (Cz+3) (на 1 очередь - 0,07 мг/л, на 2 очередь - 0,07 мг/л), фториды (на 1 очередь ОСК - 0,75 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,75 мг/л), фенолы (на 1 очередь ОСК - 0,005 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,005 мг/л), метанол (на 1 очередь ОСК - 0,1 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,1 мг/л), этанол (на 1 очередь ОСК - 0,01 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,05 мг/л), жиры (на 1 очередь ОСК - 40 мг/л, на 2 очередь ОСК - 40 мг/л), сульфиды (суммарно) (на 1 очередь ОСК - 0,5 мг/л, на 2 очередь ОСК - 0,5 мг/л) (т. I л.д. 23-24, т. III л.д. 35-36).
Постановление опубликовано в издании официальных документов газете "Муниципальные ведомости" от 07.05.2010 года № 17 (т. I. д. 111).
Полагая, что утвержденные постановлением администрации города Пензы от 28.04.2010 года № 430 Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно статье 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
Согласно статьям 26 - 28 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на сбросы).
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и настоящим Федеральным законом.
В целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).
Пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 (далее - Правила № 167), понятие сточных вод определено как воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые, сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
Пунктом 61 указанных Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения. Пунктом 6 статьи 43 названного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения глава местной администрации издает постановления в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно статье 1 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы 30.06.2005 года № 130-12/4, город Пенза является муниципальным образованием Пензенской области, обладающим статусом городского округа. В соответствии со статьей 18 Устава города Пензы администрация города Пензы является органом местного самоуправления. Оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией города Пензы на основании пункта 1 Правил № 167 в пределах полномочий, предоставленных администрации города Пензы статьей 33 Устава города Пензы.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" Министерству строительства Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации предписано оказывать необходимую методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в определении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
В целях реализации указанного поручения и постановления Правительства от 12.02.1999 года № 167 Государственным Комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу разработаны Методические рекомендации по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденных приказом от 06.04.2001 года № 75 (далее - Методические рекомендации).
Как указано в письме Минюста России от 16.08.2002 года № 07/7789-ЮД, данные Методические рекомендации являются инструктивно-методическим документом, а не нормативно-правовым актом и поэтому в регистрации в Минюсте России не нуждаются, но могут использоваться при определении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт не может быть проверен судом на соответствие Методическим рекомендациям как нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Вместе с тем, администрация города Пензы вправе руководствоваться приведенной в названных Методических рекомендациях методикой расчета ПДК.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 Методических рекомендаций, они имеют цель упорядочивание вопросов нормирования качества сточных вод абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов, исходя из следующих условий:
- предотвращения загрязнения окружающей природной среды;
- обеспечения безаварийной и безопасной работы сетей и сооружений канализации;
- обеспечение установленных организациям ВКХ нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
Нормирование качества сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, базируется на следующих основополагающих принципах:
- необходимости соблюдения на выпуске(ах) систем населенных пунктов величин допустимых концентраций загрязняющих веществ и общих свойств сточных вод, установленных специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда;
- учета фактических параметров очистки сточных вод на канализационных очистных сооружениях;
- учета требований к защите сетей и сооружений системы канализации исходя из требований к регламенту их эксплуатации (предотвращение заиливания, зажиривания, закупорки труб, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, оборудования, а также обеспечения технологического режима очистки);
- учета фактического качества бытового стока абонентов, в собственности или оперативном управлении которых находится жилищный фонд;
- определения единых нормативных требований к качеству сточных вод, отводимых абонентами в систему канализации.
Как следует из материалов дела, в основу расчета оспариваемых ПДК легли данные, содержащиеся в Нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденных Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Отделом водных ресурсов по Пензенской области от 19.01.2010 года для ООО "Горводоканал", и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.02.2010 года № 1.
Указанные Нормативы и Разрешение содержат размеры допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (НДС), в водные объекты (реку Суру) со сточными водами очистных сооружений канализации ООО "Горводоканал" по первому и второму выпуску очистных сооружений. НДС согласованы с Приволжским межрегиональным территориальным Управлением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, Средне-Волжским теруправлением Росрыболовства, Средне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и утверждены Отделом водных ресурсов по Пензенской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления (т. III л.д. 16-33).
По формуле (4), указанной в пункте 4.7.2 Методических рекомендаций, рассчитана допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих на очистные сооружения канализации, исходя из условий обеспечения нормативного качества сточных вод на сбросе в водный объект на основании Нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденных Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Отделом водных ресурсов по Пензенской области от 19.01.2010 года для ООО "Горводоканал", разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.02.2010 года № 1 и эффективности очистки (задержания) загрязняющего вещества, удаляемого на очистных сооружениях населенного пункта (по данным Приложения 3). Затем по формуле (2) рассчитана предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах абонентов на основании фактического расхода сточных вод, годового расчета сточных вод, поступающих на очистные сооружения (по статистическим данным ООО "Горводоканал" за 2008 год), ПДК (показатель формулы 4) и усредненной фактической концентрации загрязняющего вещества в бытовых сточных водах (по приложению № 6).
В материалах дела имеются соответствующие расчеты ПДК по всем группам загрязняющих веществ, которые составлены с учетом требований Методических рекомендаций (т. I л.д. 91-110; т. II л.д. 65-123, 138-145). При этом по химическим элементам: АПАВ, ацетон, кобальт, формальдегид, калий, кальций, кадмий, свинец, хром, фториды, метанол, - размеры ПДК установлены в соответствии с пунктом 4.7.4 Методических рекомендаций на уровне ПДК, установленных для сброса в водный объект рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.10.2010 года № 20, в сторону увеличения по сравнению с полученной расчетной величиной в пользу абонентов. Правомерность применения нормативов, установленных для водоемов рыбохозяйственного значения, обусловлена тем, что река Сура согласно заключению ФГУ Средне-Волжское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 20.06.2008 года № 2379 относится к рыбохозяйственным водным объектам высшей категории (т. I л.д. 66-68).
Нормы ПДК по химическим элементам: азоту нитритов, фосфатам, нефтепродуктам, железу общему, марганцу, кадмию, никелю, цинку, фенолам, этанолу, - установлены по результатам расчетов путем округления в соответствии с пунктом 4.7.5. Методических рекомендаций до значащей цифры после запятой в пользу абонента.
По азоту аммония норма ПДК установлена с учетом фактического потребления азота в результате взаимопревращения азотистых соединений в процессах очистки городских сточных вод на очистных сооружениях г. Пензы биологическим способом (т. III л.д. 12-15).
Норма ПДК азота нитратов установлена исходя из норм сброса в водоем рыбохозяйственного значения, учитывая, что при технологии очистки сточных вод биологическим способом концентрация нитратов увеличивается в результате взаимопревращения азотистых соединений, что не противоречит общим принципам расчета и установления ПДК, установленным в Правилах № 167 и Методических рекомендациях (т. III л.д. 12-15).
Норма ПДК натрия установлена на основании данных методических рекомендаций под редакцией Жмур Н.С. "Технологические и биохимические процессы очистки сточных вод на сооружениях с аэротенками", с целью защиты сетей и сооружений (предотвращения вспенивания в аэротенках), по максимально возможному значению концентрации данного вещества (т. III л.д. 12-14).
Норма ПДК по меди установлена с учетом пункта 4.7.3. Методических рекомендаций в сторону увеличения в пользу абонентов по сравнению с расчетной величиной.
Норма ПДК по жирам установлена в соответствии с пунктом 4.2. Методических рекомендаций в целях защиты сетей и сооружений канализации г. Пензы.
Нормы ПДК по хлоридам и сульфатам в связи с отсутствием достаточных исходных данных для расчетов установлена в соответствии с проектными данными очистных сооружений по максимальной величине в пользу абонента, что соответствует требованиям Правил № 167.
Нормы ПДК для взвешенных веществ, сухого остатка, сульфидов ХПК и БПК полн. установлены в соответствии с проектными данными очистных сооружений г. Пензы в соответствии с требованиями пункта 4.5. Методических рекомендаций.
Проектные параметры очистных сооружений г. Пензы предусмотрены в заключении по техническому проекту 2 очереди канализации г. Пензы Центрального управления по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспроизведению рыбных запасов от 18.04.1977 г. № 842, а также в пояснительных записках "Канализация города Пензы 2 очередь. Технологическая и архитектурно-строительная часть." "Хоз-фекальная канализация г. Пензы." (Гипрокоммунводоканал, 1976 год) и в карточке регистрации проекта очистки сточных вод, которые предусматривают тип очистки сочных вод - биологический (химическая очистка сточных вод не предусмотрена), и категория водопользования - водоем рыбохозяйственного значения высшей категории, используемый для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения (т. II л.д. 5-14, 49-53, 54-64).
Таким образом, судом установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод установлены для абонентов, использующих воду из всех источников водоснабжения, с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Довод заявителя о неправомерном использовании при расчетах ПДК статистических данных 2008 года суд признает необоснованными. Как установлено судом при рассмотрении дела, основанием для разработки Нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации, утвержденных постановлением администрации города Пензы 28.04.2010 года № 430 (взамен ранее действовавших), явились Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденные Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Отделом водных ресурсов по Пензенской области от 19.01.2010 года, и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.02.2010 года № 1 для ООО "Горводоканал". Разработка данных нормативов для ООО "Горводоканал" производилась в 2009 году на основании статистических данных 2008 года. Поэтому с целью использования при расчетах сопоставимых исходных данных, расчет ПДК правомерно был произведен администрацией города Пензы именно исходя из статистических показателей 2008 года (т. III л.д. 1-7).
Доводы заявителя, пытающегося сопоставить в количественном выражении ПДК в сточных водах и нормативы концентрации химических веществ в питьевой воде, не основаны на нормах закона, поскольку ни один законодательный акт такого сравнения или сопоставления не проводит.
Более того, концентрация загрязняющих веществ в составе питьевой воды, подаваемой абонентам организацией ВКХ, не влияет на размер платы абонента за превышение ПДК, поскольку в соответствии с пунктом 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2010 года № 874-пП, при подсчете сверхнормативного сброса загрязняющих веществ абонента вычитается фактическая концентрация загрязняющих веществ в питьевой воде, поданной абоненту организацией ВКХ.
Исходя из приведенных выше норм законодательства, критериями, которые могут каким-либо образом повлиять на нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, являются категория водоема, принимающего сточные воды, и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Учитывая, что водный объект (река Сура), принимающий сточные воды, является водоемом рыбохозяйственного водопользования высшей категории, а сооружения по очистке сточных вод, эксплуатируемые предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (ООО "Горводоканал"), предназначены для приема бытовых и сточных вод и не предназначены для приема загрязненных промышленными отходами сточных вод, у суда отсутствуют основания считать, что установленные обжалуемыми нормативными правовыми актами нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, являются необоснованными.
Более того, для удаления загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах хозяйствующих субъектов, на их объектах должна быть предусмотрена локальная очистка с удалением загрязнений, характерных для данного производства. Главенствующую роль в этом играет барьерная функция очистных сооружений канализации, препятствующая попаданию в водные объекты веществ, способных нанести им невосполнимый вред.
При этом постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2010 года № 874-пП утвержден Порядок корректировки размера платы за сверхнормативных сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, которым предусматривается уменьшение размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, вплоть до полного освобождения от такой платы, для абонентов, осуществляющих мероприятия по уменьшению сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Заявителем не представлено доказательств, что на эксплуатируемом им в коммерческих целях объекте имеются очистные сооружения, предназначенные для очистки сточных вод от загрязняющих веществ - химических элементов. Представитель заявителя в судебном заседании подтвердил отсутствие у заявителя очистных сооружений, что исключает возможность какой-либо очистки заявителем сточных вод, сбрасываемых в систему городской канализации.
Довод заявителя о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не нашел подтверждения при рассмотрении настоящего дела. В соответствии с пунктами 7 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона; создание дискриминационных условий.
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт распространяется на всех абонентов, производящих сброс сточных вод (кроме населения), не ставит одних хозяйствующих субъектов в неравное положение перед другими, не устанавливает запретов на ведение деятельности и не предоставляет какой-либо группе или конкретным хозяйствующим субъектам конкурентных преимуществ. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения не нарушают запретов, установленных статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод заявителя о том, что оспариваемое положение создает преференции для ООО "Горводоканал" не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Судом установлено, что при разработке оспариваемых нормативов ПДК использовались данные Нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденных Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Отделом водных ресурсов по Пензенской области от 19.01.2010 года для ООО "Горводоканал", и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.02.2010 года № 1 для ООО "Горводоканал", технологические особенности очистных сооружений города Пензы, статистические данные за 2008 год о концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов на основании фактического расхода сточных вод; о годовом расчете сточных вод, поступающих на очистные сооружения; нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты рыбохозяйственного водопользования. При этом судом установлено, что оспариваемые размеры ПДК определялись в большую сторону по сравнению с расчетной величиной, в пользу абонентов. Таким образом, установление оспариваемых размеров ПДК произведено в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, с учетом всех влияющих на их размер факторов, и при соблюдении интересов абонентов. Создание оспариваемыми нормативами ПДК каких-либо льготных условий для ООО "Горводоканал" судом не установлено.
Арбитражный суд при рассмотрении данного дела не установил и нарушений охраняемых законом прав заявителя, поскольку соблюдение установленных норм и требований законов является одним из условий осуществления предпринимательской деятельности любым хозяйствующим субъектом, а повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод или за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ не является штрафной санкцией и представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление администрации города Пензы от 28 апреля 2010 года № 430 "Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации" в части установленных Приложением нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации, соответствует Федеральному закону "О защите конкуренции" и Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований заявителю должно быть отказано.
Согласно части 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. 00 коп. подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 150, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать постановление администрации города Пензы от 28 апреля 2010 года № 430 "Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации" в части установленных Приложением нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации, соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции" и Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167, и отказать индивидуальному предпринимателю Семину Сергею Николаевичу в удовлетворении заявленных требований.
Решение в течение месяца со дня вступления его в законную силу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань).

Председательствующий
Е.А.СТРЕЛКОВА

Судья
М.В.ТАБАЧЕНКОВ

Судья
Н.И.УЧАЕВА


------------------------------------------------------------------