Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.04.2013 по делу N А49-9020/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Пензенской области от 29.12.2010 N 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу № А49-9020/2012

Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Табаченкова М.В., Учаевой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Овчинниковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Семина Сергея Николаевича (ОГРНИП 304583530100039)
к Правительству Пензенской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал",
2. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области,
при участии прокуратуры Пензенской области,
о признании недействующим постановления Правительства Пензенской области от 29 декабря 2010 года № 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области (с изменениями от 30 мая 2011 года) в части установленного пунктом 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области места отбора проб воды для исчисления показателя "Сфон" и пункта 3 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области в части отсылки к пункту 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Андрюшина А.М. - представителя (доверенность от 02.11.2012 года),
от ответчика - Шапкиной О.В. - главного специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы, мониторинга и судебной работы (доверенность от 18.12.2012 года № 1/38Д), Корнюхиной И.А. - главного специалиста-эксперта отдела жилищной политики (доверенность от 17.01.2013 года № 1/4Д),
от третьего лица ООО "Горводоканал" - Логиновой Н.Е. - представителя (доверенность от 28.12.2012 года № 81), Лесогорской А.А. - инженера-технолога отдела контроля качества промышленных стоков (доверенность от 12.02.2013 года № 19)
от третьего лица Управления Роспотребнадзора по Пензенской области - не явились, извещены,
старшего помощника прокурора Пензенской области Беляковой Л.Н. (служебное удостоверение),

установил:

индивидуальный предприниматель Семин Сергей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Пензенской области от 29 декабря 2010 года № 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области (с изменениями от 30 мая 2011 года) в части пункта 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, которым установлено, что при подсчете сверхнормативного сброса учитывается (вычитается) фактическая концентрация загрязняющих веществ в питьевой воде (Сфон), подаваемой в сети абонента организацией ВКХ, которая определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке, местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей в распределительную сеть водопровода, как не соответствующее статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 21 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Впоследствии заявитель письменно уточнил заявленные требования и просил суд проверить вышеуказанный нормативный акт в оспариваемой части на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 6, 9, 20, 21 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов". Уточнение подано в форме письменных пояснений по делу (т. II л.д. 44-46).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что пункт 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 29 декабря 2010 года № 874-пП (далее - "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ"), устанавливая местом отбора проб для исчисления показателя Сфон (величины фактической концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, подаваемой в распределительную сеть водопровода организацией ВКХ, вычитаемой из величины фактической концентрации загрязняющих веществ, установленной в результате лабораторных измерений в контрольных пробах, в целях определения размера платы за сверхнормативный сброс абонентом загрязняющих веществ в составе сточных вод) пункт отбора проб перед подачей в распределительную сеть водопровода, допускает переложение ответственности за необеспечение надлежащей эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения с организаций ВКХ на абонентов, предполагает применение к абоненту мер экономического воздействия в виде взимания платы за сверхнормативную концентрацию загрязняющих веществ, образовавшуюся не только в результате деятельности абонента, но и в результате действий (бездействия) организаций ВКХ, и таким образом, предоставляет ООО "Горводоканал" государственные преференции и создает дискриминационные условия для абонентов.
Правительство Пензенской области представило ходатайство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду (т. I л.д. 68), а также отзыв по делу и дополнения к нему, в которых возражает против заявленных требований, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов". По мнению Правительства Пензенской области, "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как распространяется на всех хозяйствующих субъектов, не ставит одних в неравное положение по сравнению с другими, не нарушает обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости, не причиняет и не может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации. Место отбора проб для определения показателя Сфон определено в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51232-98, СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", исходя из обязанности организаций ВКХ по обеспечению лабораторного контроля качества питьевой воды, возложенной на них нормами пунктов 60 и 92 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167. При этом порядок отбора проб не является предметом регулирования оспариваемого нормативного правового акта (т. I л.д. 70-71, 129; т. II л.д. 66-70).
Определением суда от 17.01.2013 года удовлетворено заявление прокуратуры Пензенской области о вступлении прокурора в процесс, а также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Горводоканал" и Управление Роспотребнадзора по Пензенской области.
Управление Роспотребнадзора по Пензенской области представило отзыв по делу, в котором указало, что в его компетенцию входит согласование рабочих программ производственного контроля качества воды, разрабатываемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения. Такая рабочая программа на 2011 - 2013 года была согласована для ООО "Горводоканал" в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" и СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (т. I л.д. 110-112). В судебное заседание явку своих представителей Управления Роспотребнадзора по Пензенской области не обеспечило, представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (т. II л.д. 30).
ООО "Горводоканал" представило отзыв по делу, в котором возражает против требований заявителя, ссылаясь на то, что эксплуатируемые им сооружения по очистке сточных вод предназначены для приема бытовых и сточных вод и не предназначены для приема загрязненных промышленными отходами сточных вод. Расчеты абонентов с организацией ВКХ за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных нормативов производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а расчеты и корректировка размеров такой платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему - с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям ВКХ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом на организацию ВКХ возложена обязанность по проведению производственного лабораторного контроля качества сбрасываемых в водные объекты сточных вод и обеспечению выполнения условий договора с абонентом и Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167. Абонент несет ответственность за вред, причиненный организации ВКХ или системам коммунального водоснабжения и канализации, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Из анализа подобных нормативных актов, принятых на территории других субъектов Российской Федерации, следует. Что в подавляющем большинстве регионов плата устанавливается в кратном размере к тарифу на водоотведение, и фоновые показатели исходной воды не исключаются, так как этот показатель уже учтен при формировании норматива. Следовательно, по мнению ООО "Горводоканал", оспариваемый нормативный правовой акт предусматривает более льготный порядок платы за превышение ПДК по сравнению с другими регионами России и не может ущемлять права и законные интересы заявителя и иных хозяйствующих субъектов на территории Пензенской области (т. I л.д. 117-120).
Прокурор представил в материалы дела письменное заключение, из которого следует, что в части проверки оспариваемого нормативного правового акта на соответствие Конституции Российской Федерации производство по делу подлежит прекращению как неподведомственное арбитражному суду, в остальной части в удовлетворении требований заявителю следует отказать и признать оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", Федеральному закону "О защите конкуренции", Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (т. II л.д. 58-65).
Присутствующие в судебном заседании представители заявителя, ответчика, третьего лица ООО "Горводоканал" и прокурор не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
На основании части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам в отсутствие представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, изложенных в форме письменных объяснений (т. II л.д. 44-46).
Присутствующие в судебном заседании представители Правительства Пензенской области возражали против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве по делу и дополнениях к нему. На рассмотрении ходатайства о прекращении производства по делу не настаивали.
Присутствующие в судебном заседании представители ООО "Горводоканал" возражали против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве по делу.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 16 апреля 2013 года. После перерыва в судебное заседания явились те же лица, судебное заседание было продолжено.
После перерыва представитель заявителя письменно уточнил заявленные требования, исключив из оснований заявленных требований несоответствие оспариваемого нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и изложив требования в следующей редакции: "Признать недействующим постановление Правительства Пензенской области от 29 декабря 2010 года № 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области" (с изменениями и дополнениями) в части пункта 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области о 29.12.2010 года № 874-пП, следующего содержания (со слов до слов): "которая определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке. Местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей ее в распределительную сеть водопровода. При расчете Сфон принимаются средние значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организацией ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента",
Признать недействующим постановление Правительства Пензенской области от 29 декабря 2010 года № 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области" (с изменениями и дополнениями) в части пункта 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области о 29.12.2010 года № 874-пП, следующего содержания (со слов до слов): "определяемая в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка" как не соответствующее ранее указанным нормативным актам с учетом настоящего уточнения".
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение было принято судом, поскольку оно не противоречит законодательству и не нарушает прав других лиц.
Прокурор после перерыва огласил свое заключение и, с учетом изменения заявителем оснований заявленных требований, полагал, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд установил следующее.
29.12.2010 года Правительством Пензенской области принято постановление № 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области". Первоначальный текст постановления был опубликован в издании официальных документов "Пензенские губернские ведомости" от 30.12.2010 года № 115 (486) (т. I л.д. 134-137). Постановление Правительства Пензенской области от 29.12.2010 года № 874-пП является нормативным правовым актом и действует в настоящее время в редакции с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Пензенской области от 30.05.2011 года № 324-пП (т. I л.д. 27).
Указанным постановлением утверждены: Нормативы платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области.
Согласно пункту 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 года № 874-пП, Плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области с превышением установленных нормативов (далее - сверхнормативный сброс) включает в себя:
плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях;
плату за сброс сточных вод при отклонении от установленного норматива по показателю активной реакции среды (далее - pH);
плату за сброс агрессивных стоков с pH менее 2,0 и более 12,0.
плату за залповый сброс любого загрязняющего вещества;
плату за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ;
плату за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения).
При подсчете сверхнормативного сброса учитывается (вычитается) фактическая концентрация загрязняющих веществ в питьевой воде (Сфон), подаваемой в сети абонента организацией ВКХ, которая определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке. Местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей в распределительную сеть водопровода.
При расчете Сфон принимаются средние значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организаций ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором отобрана контрольная проба сточных вод и обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Согласно пункту 3 и подпункту 3.1. пункта 3 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 года № 874-пП, плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ является мерой экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, и определяется (в части платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях) по следующей формуле:



где: Псс - плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях, руб.;
n - число загрязняющих веществ;
Сi - фактическое превышение нормативов сброса по каждому загрязняющему веществу, мг/л;
Сi определяется по формуле:

Сi = (Сфкi - Сni - Сфон), (2),

где: Сфкi - фактическая концентрация загрязняющего вещества, установленная в результате лабораторных измерений в контрольных пробах сточной воды, взятых организацией ВКХ в день отбора контрольных проб сточной воды в контрольных канализационных колодцах абонента;
Сni - норматив сброса по составу сточных вод, сбрасываемых в сети канализации, установленный абоненту органом местного самоуправления;
Сфон - фактическая концентрация загрязняющих веществ в питьевой воде за расчетный период, подаваемой в распределительную сеть водопровода организацией ВКХ; определяемая в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка;
Nсс - нормативы платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях организаций ВКХ, руб/т, утвержденные настоящим постановлением;
Q - объем принимаемых от абонента сточных вод за расчетный период, куб. м;
k - компенсационный коэффициент увеличения платы в целях стимулирования абонентов для строительства или реконструкции очистных сооружений по очистке сточных вод перед сливом в системы канализации населенных пунктов. Для абонентов организаций ВКХ, не имеющих очистных сооружений по очистке сточных вод перед сливом в системы канализации населенных пунктов, k = 2,8.
Полагая, что в данной части Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2010 года № 874-пП, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Проверив компетенцию арбитражного суда по рассмотрению настоящего заявления, суд установил, что рассмотрение настоящего дела подведомственно арбитражному суду, исходя из следующего.
Заявитель обратился в суд 15.11.2012 года, определением суда от 21.11.2012 года заявление было оставлено без движения. Обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, были устранены заявителем 12.12.2012 года, в связи с чем определением суда от 12.12.2012 года заявление было принято к производству арбитражного суда.
На момент обращения заявителя в суд и на момент принятия заявления к производству норма пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действовала в следующей редакции: "Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах".
Из анализа приведенной нормы процессуального законодательства следует, что на дату подачи заявления и на дату его принятия к производству дело было неподведомственно арбитражному суду, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует правоотношений ни в одной из перечисленных сфер, а также оспаривание такого рода нормативных правовых актов в арбитражном суде не предусмотрено каким-либо федеральным законом. Однако, в связи с отсутствием в арбитражном процессуальном законодательстве нормы, препятствующей принятию к производству арбитражного суда заявления ввиду неподведомственности спора арбитражному суду, заявление было принято к производству арбитражного суда.
С 31.12.2012 года вступила в силу новая редакция части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 30.12.2012 года № 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". В частности, пункт 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признан утратившим силу, часть 1 дополнена пунктом 1.1. следующего содержания: "об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности". В силу данной нормы настоящий спор стал подведомственен арбитражному суду. Учитывая данное обстоятельство, исходя из общего конституционного принципа, гарантирующего право каждого на судебную защиту, суд признает возможным рассмотреть дело по существу с учетом его подведомственности арбитражному суду на дату рассмотрения дела. Обратное означало бы воспрепятствование заявителю в доступе к правосудию, поскольку прекращение производства по делу арбитражным судом ввиду неподведомственности дела арбитражному суду (с применением законодательства, действовавшего в момент подачи заявления и принятия его к производству арбитражного суда) препятствовало бы последующему обращению заявителя в арбитражный суд, который является компетентным судом по рассмотрению настоящего дела в силу норм процессуального законодательства, действующих на момент рассмотрения дела.
С учетом изложенного, суд рассматривает дело по существу как подведомственное арбитражному суду.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; жилищное, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
Статьей 4 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено:
- утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения;
- утверждение порядка осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды;
- утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
- утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения;
- утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно статьям 26 - 28 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на сбросы).
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и настоящим Федеральным законом.
В целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).
При исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в централизованную систему водоотведения от абонентов и учтены в составе платы абонентов за негативное воздействие на окружающую среду.
Контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила № 167), которые действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Учет количества отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод определен главой четвертой Правил № 167. Абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункты 32, 33, 64, 65 Правил № 167).
Согласно пункту 88 Правил № 167 абонент обязан обеспечивать учет получаемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и представлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил.
Право абонента на получение информации о качественном составе отпускаемой питьевой воды, условиях отпуска питьевой воды и приема сточных вод установлено пунктом 90 данных Правил.
Расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 71 Правил № 167).
Отношения, не урегулированные настоящими Правилами, с учетом дополнительных требований, предусматривающих местную специфику и особенности пользования системами водоснабжения и канализации, определяются договором между сторонами в соответствии с общими положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 10 Правил № 167).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года № 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Как следует из преамбулы оспариваемого постановления Правительства Пензенской области от 29.12.2010 года № 874-пП, оно принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", а также на основании Закона Пензенской области от 22.12.2005 года № 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области".
В соответствии со статьей 21 Закона Пензенской области от 22.12.2005 года № 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" Правительство Пензенской области участвует в проведении в Пензенской области единой государственной политики в области экологии; обеспечивает контроль, в установленном федеральным законодательством порядке, платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Правительством Пензенской области в пределах своих полномочий и компетенции субъекта Российской Федерации.
Как видно из содержания оспариваемого пункта 2 "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ", им установлено, что при подсчете сверхнормативного сброса загрязняющих веществ абонентами в целях исчисления платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод из показателя Сфкi (фактическая концентрация загрязняющего вещества, установленная в результате лабораторных измерений в контрольных пробах сточной воды) вычитается показатель Сфон (фактическая концентрация загрязняющих веществ в питьевой воде за расчетный период, подаваемой в распределительную сеть водопровода организацией ВКХ). Величина Сфон определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке. Местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей в распределительную сеть водопровода.
При расчете Сфон принимаются средние значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организаций ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором отобрана контрольная проба сточных вод и обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Ни законодательством Российской Федерации, ни нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена обязательность данного показателя и порядок его исчисления. В этой связи Правительство Пензенской области вправе определять порядок исчисления данного показателя самостоятельно, руководствуясь общими законодательно определенными принципами нормотворчества и государственного регулирования платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Анализ оспариваемой нормы в системе правового регулирования правоотношений по установлению и взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод позволяет суду сделать вывод, что введение величины Сфон является условием, улучшающим положение абонентов, производящих сброс сточных вод в системы водоотведения населенных пунктов Пензенской области, по сравнению с действующим федеральным законодательством, поскольку означает уменьшение показателей загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонента, не только на нормативную величину предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, но и дополнительно на величину фактической концентрации загрязняющих веществ, поступивших в сеть абонента в питьевой воде.
Предусмотренный оспариваемым "Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" порядок исчисления показателя Сфон как среднего значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организаций ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором отобрана контрольная проба сточных вод и обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента не противоречит законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Также не противоречит законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации определение величины Сфон согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке и установленное место отбора проб питьевой воды - пункт отбора проб перед подачей в распределительную сеть водопровода.
Оспариваемыми нормами не создается какой-либо самостоятельный порядок отбора и анализа проб. Порядок отбора и анализа проб питьевой воды, подаваемой в распределительную сеть абонента, урегулирован нормами статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", главой четвертой Правил № 167, СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" и СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", которые предусматривают порядок разработки и согласования "Рабочей программы производственного контроля качества воды", порядок определения мест отбора проб, порядок отбора проб, порядок проведения лабораторных исследований качества поставляемой организациями ВКХ питьевой воды. Оспариваемые нормы полностью соответствуют указанным нормативным правовым актам. Какого-либо иного порядка отбора проб питьевой воды нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено.
Из материалов дела следует, что ООО "Горводоканал" разработана "Рабочая программа производственного контроля качестве воды из поверхностных источников водоснабжения и питьевой воды на 2011 - 2013 годы", которая согласована Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и Администрацией города Пензы в установленном законом порядке, что обеспечивает реальное исполнение оспариваемых положений "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ".
Позиция заявителя, высказанная в судебном заседании, о том, что оспариваемым "Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" пункт отбора проб должен быть установлен на границе разграничения балансовой принадлежности сетей абонента, противоречит приведенным нормам законодательства и нарушает права и законные интересы организации ВКХ, поскольку предполагает возложение на организацию ВКХ дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей, и несение ею дополнительных затрат, которые в силу закона она нести не должна.
Суд учитывает, что взаимоотношения между абонентом и организацией ВКХ строятся на основании договора, заключаемого по общим нормам главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, и могут предусматривать дополнительные требования и условия с учетом местной специфики и особенностей пользования системами водоснабжения и канализации, на что прямо указано в статье 14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", пункте 10 Правил № 167. Из материалов дела видно, что между ИП Семиным С.Н. (абонент) и ООО "Горводоканал" заключен договор № 1471 от 22.10.2008 года на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (для юридических лиц и граждан - собственников нежилых помещений), приложением № 3 к которому сторонами утвержден акт согласования границ ответственности ООО "Горводоканал" по указанному договору. В рамках договорных отношений стороны имеют возможность определить порядок и место отбора проб питьевой воды, поставляемой организацией ВКХ, отличный от законодательно установленного, а также порядок проведения лабораторного исследования проб питьевой воды. Доводы заявителя о невозможности включения таких условий в договор являются голословными и отвергаются судом. Заявителем не представлено никаких доказательств обращения к ООО "Горводоканал" с подобными предложениями, а также обращения в суд с требованиями о включении в договор соответствующих положений или изменении условий договора.
В соответствии с пунктами 7 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона; создание дискриминационных условий.
Судом установлено, что оспариваемый порядок определения Сфон распространяется на всех абонентов, производящих сброс сточных вод (кроме населения), порядок его исчисления является одинаковым для всех абонентов, не ставит одних хозяйствующих субъектов в неравное положение перед другими, не предоставляет какой-либо группе или конкретным хозяйствующим субъектам конкурентных преимуществ. При этом кроме оспариваемого "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2010 года № 874-пП утвержден Порядок корректировки размера плата за сверхнормативных сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, которым предусматривается уменьшение размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, вплоть до полного освобождения от такой платы, для абонентов, осуществляющих мероприятия по уменьшению сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения в системе правового регулирования Пензенской области не нарушают запретов, установленных статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод заявителя о том, что оспариваемое положение создает преференции для ООО "Горводоканал" не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Материалами дела подтверждено, что при разработке и принятии постановления Правительства Пензенской области от 29.12.2010 года № 874-пП были учтены финансово-экономические, общественно-политические и природоохранные факторы, отражающие особенности Пензенской области, что отражено в Пояснительной записке к проекту постановления, Финансово-экономическом обосновании к проекту постановления и заключении прокурора Пензенской области к проекту постановления (т. I, л.д. 84-91). Оспариваемое положение "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" не противоречит указанным выше общим принципам регулирования тарифов и надбавок, обеспечивает соблюдение баланса интересов абонентов и организаций ВКХ на территории Пензенской области, не предоставляет ООО "Горводоканал" каких-либо дополнительных, не предусмотренных законом, прав и гарантий, а поэтому не нарушает ограничений и запретов, установленных статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Вопросы дальнейшего использования организацией ВКХ полученных в качестве платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ денежных средств постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2010 года № 874-пП не регулируются, поэтому не имеют отношения к рассматриваемому делу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, которые в силу пункта 1 определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы). Оспариваемым "Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" цены, тарифы и надбавки к тарифам организаций коммунального комплекса не устанавливались, в связи с чем оспариваемый в настоящем деле нормативный правовой акт находится вне сферы правового регулирования Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520, в связи с чем не может быть проверен судом на соответствие данному нормативному правовому акту.
Суд при рассмотрении дела не установил нарушений оспариваемыми положениями "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" прав и законных интересов заявителя, а также иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Напротив, как указывалось судом выше, введение в "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" показателя "Сфон", приводит фактически к уменьшению финансовой нагрузки абонентов, осуществляющих сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, а поэтому не может нарушать их прав и законных интересов.
Избранный заявителем способ защиты должен обеспечивать реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя. В рассматриваемом же случае признание судом недействующим порядка определения показателя "Сфон" привело бы к невозможности его применения, что повлекло бы за собой ухудшение положения хозяйствующих субъектов на территории Пензенской области, в том числе и заявителя, в связи с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Пензенской области от 29 декабря 2010 года № 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области (с изменениями от 30 мая 2011 года) в части установленного пунктом 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области места отбора проб следующего содержания (со слов - до слов): "...которая определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке. Местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей ее в распределительную сеть водопровода. При расчете Сфон принимаются средние значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организацией ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента", и пункта 3 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области в части отсылки к пункту 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области в следующей редакции (со слов - до слов): "...определяемая в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка", соответствует Федеральному закону "О защите конкуренции", Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований заявителю должно быть отказано.
Согласно части 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. 00 коп. подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 150, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать постановление Правительства Пензенской области от 29 декабря 2010 года № 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области (с изменениями от 30 мая 2011 года) в части установленного пунктом 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области места отбора проб следующего содержания (со слов - до слов): "...которая определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке. Местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей ее в распределительную сеть водопровода. При расчете Сфон принимаются средние значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организацией ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента", и пункта 3 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области в части отсылки к пункту 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области в следующей редакции (со слов - до слов): "...определяемая в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка", соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции", Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", и отказать индивидуальному предпринимателю Семину Сергею Николаевичу в удовлетворении заявленных требований.
Решение в течение месяца со дня вступления его в законную силу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань).

Председательствующий
Е.А.СТРЕЛКОВА

Судья
М.В.ТАБАЧЕНКОВ

Судья
Н.И.УЧАЕВА


------------------------------------------------------------------