Постановление Администрации Каменского района от 11.11.2013 N 1604 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. № 1604

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

Рассмотрев проект основных направлений бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Каменского района Пензенской области, постановлением Администрации Каменского района Пензенской области от 12.02.2013 № 202 "Об утверждении порядка и сроков составления проекта бюджета Каменского района Пензенской области" и решением Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 21.10.2009 г. № 452-44/2 "Об утверждении положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Каменском районе Пензенской области" с последующими изменениями, Администрация Каменского района Пензенской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
2. Главным распорядителям средств бюджета Каменского района Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов при формировании проекта бюджета Каменского района Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Каменского района Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области при формировании проектов бюджетов муниципальных образований Каменского района Пензенской области.
4. Настоящее постановление опубликовать в информационном бюллетене Каменского района Пензенской области "Вестник Каменского района".
5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на главу администрации Каменского района Пензенской области.

Глава администрации
Каменского района
Пензенской области
К.Н.ГРОШЕВ





Одобрены
Постановлением
Администрации Каменского района
Пензенской области
от 11 ноября 2013 г. № 1604

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2015 И 2016 ГОДОВ

I. Основные направления и цели бюджетной политики

Бюджетная политика Каменского района Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов строилась в соответствии с основными положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (с последующими изменениями), Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р, основными целями и задачами развития Пензенской области, установленными в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями).
Исходя из сформулированных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации требований к бюджетной политике на очередной финансовый год и плановый период, которые были учтены в процессе подготовки проекта бюджета Каменского района Пензенской области на 2014 - 2016 годы, определены основные подходы, связанные с необходимостью:
- обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Каменского района Пензенской области;
- оптимизации действующих расходных обязательств, перераспределения бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений, проведения структурных реформ;
- реализации активной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бюджета, стимулирование экономического роста и модернизации;
- перехода к формированию и исполнению бюджета Каменского района Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Каменского района Пензенской области на основе муниципальных программ;
- дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений;
- повышения прозрачности бюджета и бюджетного процесса в Каменском районе Пензенской области.

II. Основные направления налоговой политики

Основной задачей налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов будет являться поддержание сбалансированности и увеличение доходов бюджета Каменского района Пензенской области в условиях изменений налогового и бюджетного законодательства, которые внесены на региональном уровне и федеральном уровне в 2013 году, а также планируются в очередном финансовом году.
Основными приоритетами налоговой политики Правительства Российской Федерации в периоде 2014 - 2016 годов остаются создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.
Основными планируемыми изменениями налогового законодательства являются:
1. В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 215-ФЗ с 1 января 2014 года от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций освобождаются бюджетные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства.
2. В целях смягчения негативных последствий повышения страховой нагрузки на самозанятое население снижается размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:
- при величине годового дохода менее 300 тысяч рублей страховой взнос исчисляется как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз;
- при величине годового дохода свыше 300 тысяч рублей - как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз, плюс один процент от суммы превышения величины фактически полученного дохода над установленной величиной в 300 тыс. рублей.
3. Ставки акцизов практически на все виды подакцизных товаров в 2014 и 2015 годах будут сохранены, за исключением автомобильного бензина 4 и 5 классов, по которому ставки увеличиваются на автомобильный бензин класса 4 на 5% и на автомобильный бензин класса 5 на 12%, в 2015 году - на 5% и 24,5% соответственно.
4. В соответствии с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в связи с созданием муниципальных дорожных фондов с 1 января 2014 года акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, зачисляются в местные бюджеты по нормативу 10%.
5. В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ уменьшается норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов с 10% до 5%.
Кроме того, уменьшается с 20% до 15% норматив данного налога, который органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны передать в местные бюджеты от общих поступлений указанного налога в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями) с 1 января 2014 года с муниципального на региональный уровень передаются расходы на финансирование дошкольных образовательных организаций. В связи с этим, в целях обеспечения источников финансирования указанных расходных полномочий, со следующего финансового года отменяются нормативы зачисления в бюджеты муниципальных районов Пензенской области дополнительно переданных из регионального бюджета следующих налогов:
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 2%;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - 3%;
- акцизов на алкогольную продукцию - 3%;
- акцизов на вина - 10%;
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 30%;
- минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 30%;
- налога на имущество организаций - 10%.
Изменение объема доходов бюджета Каменского района Пензенской области в связи с изменениями законодательства представлено в следующей таблице:

Влияние изменений законодательства на доходы бюджета
Каменского района Пензенской области

Наименование
2014 год
2015 год
2016 год
сумма (тыс. руб.)
сумма (тыс. руб.)
сумма (тыс. руб.)
1. Изменения бюджетного законодательства - всего
-47482,4

-51277,4

-56131,2

в том числе:






- перераспределение норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемому иностранными гражданами, между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами (с 42% до 15%)
-167,0

-170,0

-174,0

- перераспределение нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (уменьшение с 10% до 5%), а также уменьшение с 20% до 15% норматива данного налога, который органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны передать в местные бюджеты
-32906,0

-36204,0

-39830,0

- отмена зачисления отдельных видов налогов в местные бюджеты в связи с передачей расходов на финансирование дошкольных образовательных организаций с муниципального на региональный уровень
-18361,0

-19442,0

-21297,0

- передача 10% доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты, в связи с созданием муниципальных дорожных фондов
3951,6

4538,6

5169,8


Указанные изменения приведут к снижению прогнозного объема доходов бюджета Каменского района Пензенской области в 2014 году на 47482,4 тыс. руб., в 2015 году - на 51277,4 тыс. руб. и в 2016 году - на 56131,2 тыс. руб.

III. В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Каменского района Пензенской области формирование проекта бюджета Каменского района Пензенской области на 2014 - 2016 годы основывается на реалистичных оценках и прогнозе социально-экономического развития Каменского района Пензенской области.

Основные показатели прогноза социально-экономического
развития Каменского района Пензенской области

Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем производства Каменского района Пензенской области, являются: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля.
Рост промышленного производства в прогнозируемом периоде будет обеспечиваться за счет реализации мер, направленных на достижение целей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
Инвестиции в основной капитал в 2012 году увеличились на 23,6 млн. руб. к уровню 2011 года. Положительная динамика инвестиций связана с наличием значительного инвестиционного потенциала в районе и активной инвестиционной политикой Администрации Каменского района Пензенской области.
В январе - сентябре 2013 года инвестиции в основной капитал выросли на 47,9% (предварительные данные). По итогам 2013 года ожидается прирост данного показателя на уровне 17%.
В 2014 году рост объемов инвестиций составит 110% к уровню 2013 года. Ожидается сохранение положительной тенденции прироста инвестиций в 2015 - 2016 годах в связи с ростом эффективности муниципальных институтов развития, повышением доступности кредитных ресурсов, снижением административных барьеров. Рост объемов инвестиций прогнозируется в среднем 11% в год.
В январе - сентябре 2013 года объем промышленного производства в сравнении с аналогичным периодом 2012 года увеличился на 6,2%, при этом наибольший темп роста зафиксирован в сахарной промышленности (124,6%), хлебопекарной промышленности (192,8 раза), производств безалкогольных напитков (110,8%).
Индекс промышленного производства в январе - сентябре 2013 года составил 103,4% к уровню 2012 года. По оценке, по итогам 2013 года индекс промышленного производства составит 102,8%. В прогнозируемом периоде рост промышленного производства составит в среднем 105,7%.
Основные экономические показатели и положительные тенденции в работе промышленных предприятий Каменского района Пензенской области дают основание прогнозировать сохранение положительной динамики показателей в 2014 - 2016 годах. Приоритетными направлениями развития промышленного производства намечены реализация инвестиционных проектов, создание новых производств, модернизация и обновление основных средств, повышение производительности труда, создание высокопроизводительных рабочих мест, повышение заработной платы работников промышленности Каменского района Пензенской области.
Благодаря комплексным мерам государственной и муниципальной поддержки в 2012 году в агропромышленном комплексе района была обеспечена позитивная динамика по всем направлениям. Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2012 году составил 2,9 млрд. руб., индекс производства продукции сельского хозяйства составил 111,8% к уровню 2011 года.
Объем продукции сельского хозяйства в январе - сентябре 2013 года составил 123,5% к уровню 2012 года. В 2013 году общий объем валовой продукции в хозяйствах всех категорий увеличится к уровню 2012 года на 3,2%, к 2016 году увеличится к уровню 2012 года на 7,2%.
Увеличение производства продукции растениеводства планируется достичь за счет освоения интенсивных технологий, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличения внесения минеральных удобрений, перехода на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами и внедрения новых инновационных подходов к производству сельскохозяйственной продукции с минимальными издержками энергоресурсов.
Увеличение производства продукции животноводства будет достигнуто за счет наращивания производства мяса и молока, использования возможности селекции, совершенствования кормовой базы, оптимизации технологических процессов.
Оборот розничной торговли в 2012 году вырос на 13,1%. Оборот розничной торговли в 2012 году, в основном, формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. В январе - сентябре 2013 года прирост товарооборота составил 106,9%. По итогам 2013 года ожидается прирост оборота розничной торговли на уровне 7,2%. В 2014 году прирост оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 7,3%, в 2015 году - 7,5%, в 2016 году - 7,6%.
Прирост объема платных услуг населению в 2012 году составил 6,3%. В 2012 году основной объем платных услуг населению пришелся на коммунальные, бытовые, транспортные услуги и услуги связи.
В январе - сентябре 2013 года объем платных услуг соответствует аналогичному периоду 2012 года, а по итогам 2013 года ожидается прирост 3,4%. В 2014 году прирост объема платных услуг составит 3,5%, в 2015 году - 3,6%, в 2016 году - 3,9%.
Значительные темпы роста экономики района и принимаемые меры в сфере занятости населения позволили в 2012 году улучшить использование трудовых ресурсов за счет перераспределения рабочей силы по видам деятельности, снижения численности безработных и занятых в неформальном секторе. По итогам 2012 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,66%. На 1 сентября 2013 года уровень официальной безработицы равен 0,65%. К 2016 году уровень регистрируемой безработицы будет составлять около 0,64%.
Рост экономических показателей обеспечил рост показателей, характеризующих уровень жизни населения. По итогам 2012 года реальная заработная плата выросла на 18,3%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2012 году составила 15145,9 рубля.
Реальные доходы населения в 2012 году увеличились на 8,5%. В структуре расходов, как в предыдущие годы, преимущественную долю занимают потребительские расходы, при этом наблюдается ее снижение.
За январь - сентябрь 2013 года прирост реальной заработной платы составил 9,8%. Рост реальных денежных доходов за январь - сентябрь 2013 года составил 8,3%. По итогам 2013 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 4,9%, а реальных доходов населения - на 2,1%.
В 2012 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,2%. При этом прожиточный минимум (в среднем на душу населения) в 2012 году составил 5513 рублей в месяц. В 2013 году эти показатели составят: доля бедного населения - на уровне прошлого года 13,2%, прожиточный минимум - 5997 рублей. К 2016 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 6975 рублей, при этом доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 12,8%.
Темпы роста индекса потребительских цен соответствуют среднероссийским. Рост потребительских цен в 2012 году составил 5,8%.
За январь - сентябрь уровень инфляции составил 104,3%. По оценке, годовой рост цен составит около 5,3%. В дальнейшем прогнозируется снижение инфляции: в 2014 году - до 5,1%, в 2015 и 2016 годах - до 5,0%.

Основные характеристики консолидированного бюджета
Каменского района Пензенской области и бюджета Каменского
района Пензенской области на 2014 год и на плановый период
2015 и 2016 годов

тыс. руб.
Показатель
2012 год
(отчет)
2013 год
(уточненный план)
2014 год
(прогноз)
2015 год
(прогноз)
2016 год
(прогноз)
1
2
3
4
5
6
Доходы, всего
786186,5
947211,7
852616,3
873370,3
884612,9
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов
205887,4
331803,3
215275,4
213279,1
225758,5
Бюджет Каменского района Пензенской области
642050,5
753359,6
744947,0
761609,3
766866,5
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов
123515,7
231429,4
119282,4
111054,0
118033,7
Консолидированные бюджеты муниципальных образований Каменского района Пензенской области
166296,0
233244,9
129037,0
133196,8
139242,5
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов
82371,7
100373,9
95993,0
102225,1
107724,8
Расходы, всего
828273,7
1052784,4
903103,1
948390,6
948809,1
Бюджет Каменского района Пензенской области
658582,2
845131,3
790634,2
831518,4
825676,5
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Каменского района Пензенской области
636957,6
807330,3
740843,2
811719,6
805877,7
Консолидированные бюджеты муниципальных образований Каменского района Пензенской области
191851,6
247045,8
133836,6
138308,0
144628,7
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов
107927,3
114174,8
100792,6
107336,9
113111,0
Дефицит (-)/профицит (+), всего
-42087,2
-105572,7
-50486,8
-75020,3
-64196,2

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Каменского района Пензенской области в 2014 году прогнозируются в сумме 215275,4 тыс. руб., 2015 году - 213279,1 тыс. руб. и в 2016 году - 225758,5 тыс. руб., бюджета Каменского района Пензенской области - соответственно 119282,4 тыс. руб., 111054,0 тыс. руб. и 118033,7 тыс. руб.
Доля доходов (без учета межбюджетных трансфертов) бюджета Каменского района Пензенской области в общем объеме доходов консолидированного бюджета района уменьшается с 24,4% в 2013 году до 13,3% в 2016 году.
Расходы консолидированного бюджета Каменского района Пензенской области по ожидаемой оценке составят в 2014 году - 903103,1 тыс. руб., в 2015 году - 948390,6 тыс. руб., в 2016 году - 948809,1 тыс. руб.

Динамика доходов бюджета Каменского района
Пензенской области

Показатель
Оценка за 2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
Прогноз
Прирост (снижение) к предыдущему году
Прогноз
Прирост (снижение) к предыдущему году
Прогноз
Прирост (снижение) к предыдущему году
1
2
3
4
5
6
7
8
Доходы, всего
(тыс. руб.)
696242,8
744947,0
48704,2
761609,3
16662,3
766866,5
5257,2
в том числе:







- налоговые и неналоговые доходы
157987,3
119282,4
-38704,9
111054,0
-8228,4
118033,7
6979,7
- безвозмездные поступления
538255,5
625664,6
87409,1
650555,3
24890,7
648832,8
-17225,0
Темпы прироста (снижения) доходов к предыдущему году, %


7,0

2,2

0,7
в том числе:







- налоговые и неналоговые доходы


-24,5

-6,9

+6,3
- безвозмездные поступления


+16,2

+4,0

-0,3
Доля в общем объеме доходов, %
100,0
100,0

100,0

100,0

в том числе:







- налоговые и неналоговые доходы
22,7
16,0

14,6

15,4

- безвозмездные поступления
77,3
84,0

85,4

84,6


Общий объем доходов бюджета Каменского района Пензенской области в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличится на 7%, в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 2,2%, в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 0,7%.

Основные показатели, принятые за основу при формировании
прогноза доходов бюджета Каменского района
Пензенской области

Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Каменского района Пензенской области на 2014 - 2016 годы, использованные для прогноза доходов бюджета, приведены в следующей таблице:

млн. руб.
Показатели
2013
год
2014
год
Темп роста к 2013 году,
%
2015
год
Темп роста к 2014 году,
%
2016
год
Темп роста к 2015 году,
%
1
2
3
4
5
6
7
8
Индекс промышленного производства, %
103,8
106,0

107,2

107,5

Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования
1356,5
1450,0
106,9
1540,0
106,2
1650,0
107,1
Фонд заработной платы
2260,9
2490,3
110,1
2727,5
109,5
3055,0
112,0
Прибыль прибыльных предприятий
588,2
608,4
103,4
610,0
100,3
620,0
101,6
Стоимость имущества организаций, подлежащая налогообложению
4677,1
4817,4
102,9
4986,0
103,5
5180,0
103,9
Индекс потребительских цен за период с начала года (на конец периода), %
106,7
105,3

105,1

105,1


Основную долю в составе прогнозируемых налоговых и неналоговых доходов занимают налог на доходы физических лиц (46,1 - 56,3%), налоги на совокупный доход (17,7 - 19,7%). Прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджета Каменского района Пензенской области приведен в следующей таблице:

Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета Каменского
района Пензенской области

тыс. руб.

Оценка за 2013 год
Прогноз
на 2014 год
на 2015 год
на 2016 год
Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

1
2
3
4
5
6
7
8
9
Налоговые и неналоговые доходы - всего
157987,3

119282,4

111054,0

118033,7

в том числе:








Налоговые доходы:
133462,0

82802,6

90093,6

98026,8

из них:








- налог на доходы физических лиц
92643,0

54937,0

60436,0

66479,0

- акцизы


3951,6

4538,6

5169,8

- налоги на совокупный доход
30588,0

21076,0

22131,0

23240,0

- налоги на имущество
7500,0







- другие налоговые доходы
2731,0

2838,0

2988,0

3138,0

Неналоговые доходы
24525,3

36479,8

20960,4

20006,9


При этом в условиях существующей диспропорции роста в 2014 - 2016 гг. доходов и расходов бюджета Каменского района Пензенской области необходимо обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов на 2014 - 2016 годы, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их перераспределения соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращением при неблагоприятной динамике бюджетных доходов. В общем объеме расходов бюджета на плановый период (без учета расходов за счет межбюджетных трансфертов целевого характера) условно утвержденные расходы на 2015 год предусматриваются в размере 2,5% (20788,0 тыс. руб.), на 2016 год - 5,0% (41283,9 тыс. руб.).
Бюджетные параметры должны определяться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств. Реализация данного подхода заключается в обязательном обеспечении расходных обязательств, установленных действующим законодательством при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Предельные объемы расходов бюджета Каменского района Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов определены исходя из прогноза поступлений доходов в бюджет Каменского района Пензенской области и источников покрытия дефицита бюджета.

тыс. руб.
Показатель
2013 год
(уточненный план)
2014 год
2015 год
2016 год
Доходы, всего
753359,6
744947,0
761609,3
766866,5
Источники покрытия дефицита
91771,7
45687,2
69909,1
58810,0
Расходы (предельные объемы)
845131,3
790634,2
831518,4
825676,5

В связи с ростом дефицита бюджета Каменского района Пензенской области по сравнению с ранее утвержденными параметрами объемы источников финансирования дефицита бюджета в 2014 - 2016 годах значительно возрастают.

тыс. руб.
Показатель
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
Решение Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 26.12.2012 № 187-24/3 (с учетом внесенных изменений)
Решение Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 26.12.2012 № 187-24/3 (с учетом внесенных изменений)
Проект
Решение Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 26.12.2012 № 187-24/3 (с учетом внесенных изменений)
Проект
Проект
Источники финансирования дефицита, всего
91771,8
26406,8
45687,2
34234,6
69909,1
58810,0
в том числе:






- муниципальные заимствования
78270,2
26406,8
45687,2
34234,6
69909,1
58810,0
- иные источники
12100,0
0

0


- изменение остатков средств
1401,6
0

0



В составе источников финансирования дефицита бюджета Каменского района Пензенской области существенно возрастает роль муниципальных заимствований.
В 2014 - 2016 годах "чистое" привлечение заимствований в коммерческих банках и из бюджета Пензенской области планируется в общей сумме 286806,3 тыс. руб., в том числе: в 2014 году - 96537,2 тыс. руб., в 2015 году - 120459,1 тыс. руб., в 2016 году - 69810,0 тыс. руб.
Немаловажным фактором, оказывающим влияние на устойчивость бюджетной системы, является снижение долговой нагрузки. Постановлением Администрации Каменского района Пензенской области от 26.07.2013 № 1082 утвержден план мероприятий по сокращению муниципального долга Каменского района Пензенской области, в рамках которого предусматривается принятие мер, направленных на поддержание объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также на обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания прямых обязательств.
Несмотря на значительные объемы заимствований, ежегодно планируемые в бюджете Каменского района Пензенской области показатели долговой нагрузки на бюджет соответствуют параметрам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Объем муниципального долга Каменского района
Пензенской области и расходы на его обслуживание

тыс. руб.
Показатель
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
Решение Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 26.12.2012 № 187-24/3 (с учетом внесенных изменений
Решение Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 26.12.2012 № 187-24/3 (с учетом внесенных изменений)
Проект
Решение Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 26.12.2012 № 187-24/3 (с учетом внесенных изменений)
Проект
Проект
Объем муниципального долга Каменского района Пензенской области
207486,3
228115,6
169125,7
256572,6
233257,2
286289,7
Расходы на обслуживание муниципального долга Каменского района Пензенской области
3781,0
3141,0
3311,0
1863,0
1975,0
112,0

Политика в области муниципального долга Каменского района Пензенской области на 2014 - 2016 годы будет направлена на достижение следующих целей:
- обеспечение сбалансированности бюджета Каменского района Пензенской области;
- уменьшение стоимости муниципальных заимствований (обслуживание муниципального долга) с учетом сроков и фактически складывающихся условий заимствований;
- предоставление муниципальных гарантий Каменского района Пензенской области с наименьшим риском исполнения обязательств по ним за счет средств бюджета Каменского района Пензенской области.
В рамках плана мероприятий предусматриваются:
- мониторинг соблюдения бюджетного законодательства при привлечении заимствований и исполнении обязательств по муниципальному долгу Каменского района Пензенской области;
- сокращение объема заимствований;
- соблюдение сроков погашения долговых обязательств.

IV. Ограниченность финансовых ресурсов для наращивания общего объема расходов бюджета Каменского района Пензенской области требует проведения оптимизации структуры бюджетных расходов в целях выявления резервов и их концентрации на приоритетных направлениях и проектах.
К приоритетным расходным обязательствам, прежде всего обеспечивающим решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 задач и создающим условия для экономического роста, при формировании бюджета на 2014 - 2016 годы отнесены обязательства по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы; по строительству (реконструкции), капитальному ремонту и оснащению учреждений дошкольного образования; по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем; по поддержке семьи и материнства.
Темпы наращивания расходов по приоритетным направлениям должны быть увязаны со структурными изменениями в соответствующих сферах и оптимизацией бюджетных расходов, включая оптимизацию муниципальных закупок, бюджетной сети и численности муниципальных служащих; повышение адресности социальной поддержки граждан, оказание которой должно основываться на критерии нуждаемости граждан; использование в качестве механизмов повышения результативности бюджетных расходов стимулов для выявления резервов и их направления на достижение планируемых (установленных) результатов.
Решение задачи оптимизации бюджетных расходов должно обеспечиваться при условии сохранения качества и объемов предоставляемых услуг, в том числе с помощью реализации комплекса мер по повышению эффективности управления муниципальными финансами Каменского района Пензенской области.
В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации с 2016 года муниципальные задания предполагается формировать на основе базовых (отраслевых) перечней муниципальных услуг и работ, что позволит существенно повысить эффективность работы по составлению и финансовому обеспечению муниципальных заданий на основе нормативных затрат на оказание соответствующей муниципальной услуги.
Формирование объемов бюджетных ассигнований, доведенных до главных распорядителей бюджетных средств, осуществлялось с учетом следующих подходов:
1. Бюджетные ассигнования на формирование фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, муниципальных служащих определены:

- с учетом дополнительных бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в 2014 - 2016 годах в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761 и от 28.12.2012 № 1688. При этом расходы на оплату труда педагогическим работникам рассчитаны с учетом включения ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31.12.2012, в соответствии с Федеральным законом от 09.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и в пределах дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию Указа Президента от 07.05.2012 № 597;
- с учетом доведения до годового объема в связи с индексацией с 1 октября 2013 года на 5,5% оплаты труда категорий работников бюджетной сферы, которые не попали под действие указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761 и от 28.12.2012 № 1688;
- пропуском в 2014 году индексации оплаты труда категорий работников муниципальных учреждений, которые не попали под действие указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761 и от 28.12.2012 № 1688, а также муниципальных служащих;
- исходя из установления на 2014 - 2016 годы тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование в размере 30,2%.
2. Бюджетные ассигнования на публичные и публичные нормативные обязательства не индексируются в связи с внедрением адресной социальной помощи.
Расходы на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены с учетом роста потребительских цен с 1 января 2014 года на 5,0%, с 1 января 2015 и 2016 года - на 4,5% ежегодно.
3. Расходы на оплату коммунальных услуг на 2014 - 2016 годы определены с пропуском индексации в 2014 году.
4. Бюджетные ассигнования на уплату земельного налога и налога на имущество организаций предусмотрены в суммах, обеспечивающих уплату указанных налогов в полном объеме с учетом введенного в 2013 году оборудования, в соответствии с представленными главными распорядителями средств бюджета Каменского района Пензенской области расчетами.
5. Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на выполнение работ (оказание услуг) на 2014 - 2016 годы определены с учетом оптимизации.
6. В проекте бюджета Каменского района Пензенской области частично предусмотрены средства на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 (с учетом дополнительной помощи из федерального и регионального бюджета) на повышение оплаты труда в сфере образования, культуры, социального обслуживания.
При этом в основе экономически обоснованной политики в сфере оплаты труда заложен принцип, в соответствии с которым повышение уровня оплаты труда в муниципальных учреждениях не должно приводить к неконкурентоспособности других сфер экономики. Для достижения этих целей одновременно с повышением оплаты труда необходимы меры, направленные на повышение производительности труда в бюджетном секторе, проведение структурных реформ, оптимизацию сети муниципальных учреждений.
V. Важнейшей задачей, определенной Бюджетным посланием, является повышение роли бюджетной политики для поддержки экономического роста, включая увеличение доли расходов, дающих значительный эффект для роста экономики и социального развития, формирование "бюджета развития", позволяющего обеспечить решение приоритетных задач, увеличение доли расходов на социально-культурную сферу.
В соответствии с проектом бюджета Каменского района Пензенской области на 2014 - 2016 годы расходы на образование, культуру, физическую культуру и спорт, социальную политику составляют ежегодно около 90% от общего объема расходов бюджета.
VI. Основным инструментом бюджетной политики, начиная с 2014 года, будет являться программно-целевой метод, повышающий ответственность и заинтересованность исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Постановлением Администрации Каменского района Пензенской области от 08.10.2013 № 1419 утвержден перечень муниципальных программ Каменского района Пензенской области, состоящий из 16 программ, направленных:
- на социальное развитие района: "Создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории Каменского района Пензенской области", "Социальная поддержка населения Каменского района Пензенской области", "Культура Каменского района Пензенской области", "Развитие физической культуры и спорта на территории Каменского района Пензенской области", "Развитие образования в Каменском районе Пензенской области", "Молодежь Каменского района Пензенской области", "Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в Каменском районе";
- на экономическое развитие района: "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Каменском районе Пензенской области", "Обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности Каменского района Пензенской области", "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Каменского района Пензенской области", "Развитие сельского хозяйства Каменского района Пензенской области";
- на развитие территории и инфраструктуры: "Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры Каменского района Пензенской области", "Обеспечение жильем и коммунальными услугами граждан Каменского района Пензенской области";
- на развитие общества: "Муниципальная политика, развитие гражданского общества в Каменском районе Пензенской области", "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Каменском районе Пензенской области", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Каменском районе Пензенской области".
Утверждение и реализация муниципальных программ на период до 2020 года позволит на системной основе обеспечивать учет и оценку влияния принимаемых решений на показатели сбалансированности бюджетов бюджетной системы.
Проект бюджета Каменского района Пензенской области на 2014 - 2016 годы впервые будет сформирован в программной классификации на основании муниципальных программ, охватывающих все основные сферы (направления) деятельности органов местного самоуправления. Доля "программных" расходов в 2014 - 2016 годах составляет 99,9%. К "непрограммным" расходам в проекте бюджета отнесены расходы на формирование резервного фонда Администрации Каменского района Пензенской области и на уплату взносов в Ассоциацию муниципальных образований.
После утверждения местного бюджета муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с Решением Собрания представителей Каменского района Пензенской области о бюджете на 2014 год и плановый период в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.
Задача по переходу с 2014 года к формированию и исполнению бюджетов в "программном" формате также поставлена перед органами местного самоуправления муниципальных образований Каменского района Пензенской области.
VII. В рамках дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в результате инвентаризации и уточнения разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями) с местного на региональный уровень власти передаются вопросы, связанные с финансовым обеспечением государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, и соответствующие доходные источники.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2014 - 2016 годах будет сосредоточена на обеспечении сбалансированности местных бюджетов и совершенствовании системы разграничения полномочий в рамках решений, принимаемых на федеральном, областном и местном уровнях.

Оценка исполнения доходов консолидированных бюджетов
муниципальных образований Каменского района
Пензенской области в 2013 - 2016 годах

тыс. руб.
Показатель
2013 год
(оценка)
Темп роста к 2012 г.
%
2014 год
Темп роста к 2013 г.
%
2015 год
Темп роста к 2014 г.
%
2016 год
Темп роста к 2015 г.
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Доходы, всего
214902,0
133,5
129037,0
60,0
133196,8
103,2
139242,5
104,5
в том числе:








налоговые и неналоговые доходы
82031,0
99,6
95993,0
117,0
102225,1
106,5
107724,8
105,4
безвозмездные поступления
132871,0
166,8
33044,0
24,9
30971,7
93,7
31517,7
101,8

Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты муниципальных образований района в 2014 году оцениваются в сумме 95993,0 тыс. руб., или с ростом на 17,0% к оценке 2013 года, в 2015 году - 102225,1 тыс. руб., или с ростом к 2014 году на 6,5%, в 2016 году - 107724,8 тыс. руб. (рост к 2015 году - 5,4%). Прогнозируемый рост налоговых и неналоговых доходов ожидается за счет передачи 10% доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты, в связи с созданием муниципальных дорожных фондов.
Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Каменского района Пензенской области представлен в таблице:

Межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований
Каменского района Пензенской области

тыс. руб.
Наименование
2013 год
(оценка)
2014 год
2015 год
2016 год
проект
в % к предыдущему году
проект
в % к предыдущему году
проект
в % к предыдущему году
Межбюджетные трансферты
132871,0
33044,0
24,9
30971,7
93,7
31517,7
101,8
в том числе:







Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований - всего, из них:
31430,2
31881,2
101,4
29801,1
93,5
30347,1
101,8
из бюджета Пензенской области
12802,0
13253,0
103,5
11172,9
84,3
11718,9
104,9
из бюджета Каменского района
18628,2
18628,2
100,0
18628,2
100,0
18628,2
100,0
Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов из бюджета Каменского района
5322,6
0,0

0,0

0,0

Субсидии
81055,5
0,0

0,0

0,0

Субвенции
1092,4
1162,8
106,4
1170,6
100,7
1170,6
100,0
Иные межбюджетные трансферты
13857,9
0,0

0,0

0,0

Прочие безвозмездные поступления
112,4
0,0

0,0

0,0


Финансовое обеспечение первоочередных расходов муниципальных образований Каменского района Пензенской области будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей и исполнение первоочередных расходов.
В рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Каменского района Пензенской области будут ежегодно предусматриваться средства на частичную компенсацию дополнительных расходов, на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, необходимых на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В 2013 году на эти цели бюджетам муниципальных образований предусмотрено из бюджета Каменского района 5322,6 тыс. руб.
Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий Пензенской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления Каменского района Пензенской области, будет производиться за счет субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций на 2014 год предусмотрен в сумме 1162,8 тыс. руб., в том числе на выполнение государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния - 127,3 тыс. руб., на осуществление федеральных полномочий по первичному воинскому учету, где отсутствуют военные комиссариаты - 1035,5 тыс. руб., в 2015 году - 1170,6 тыс. руб. (132,6 тыс. руб. и 1038,0 тыс. руб. соответственно) и в 2016 году - 1170,6 тыс. руб. (132,6 тыс. руб. и 1038,0 тыс. руб. соответственно).
В 2013 году в бюджете Каменского района Пензенской области предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Каменского района на реализацию 5 муниципальных целевых программ в общей сумме 12704,3 тыс. руб. В среднесрочном периоде планируется оптимизировать состав и объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых органам местного самоуправления Каменского района Пензенской области в рамках муниципальных программ Каменского района Пензенской области для решения вопросов местного значения, с учетом целевых показателей результативности предоставления межбюджетных трансфертов.
С учетом реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 в период 2014 - 2016 годов для бюджетов муниципальных образований Пензенской области повышается значимость выполнения своих социальных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
В такой ситуации от органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области требуется крайне взвешенная долговая и бюджетная политика, особенно в отдельных муниципалитетах, уровень муниципального долга которых приближается к предельному уровню, определенному законодательством.
Будет продолжен мониторинг качества управления муниципальными финансами, в том числе в сфере внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг и повышение эффективности бюджетных расходов.
В условиях проведения в 2014 - 2016 годах дальнейшей работы по инвентаризации и уточнению разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и доходных источников между соответствующими бюджетами необходимо особое внимание уделить вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания условий для получения больших результатов в условиях рационального использования имеющихся ресурсов за счет их концентрации на проблемных направлениях.
Достижению таких целей способствовало бы совершенствование территориальной организации местного самоуправления, оптимизация формирования и организации управленческой структуры органов местного самоуправления, направленная на устранение дублирования реализации властных полномочий на одной территории.
В целом необходимым условием для обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов муниципальных образований Каменского района Пензенской области является реализация местными органами власти комплекса мер по оптимизации расходных обязательств муниципальных образований, а также активизация мер по стимулированию экономического развития.
VIII. Основой для обеспечения прозрачности бюджета и бюджетного процесса в Каменском районе Пензенской области является дальнейшее развитие и совершенствование интегрированной информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению открытости деятельности органов местного самоуправления Каменского района Пензенской области, полноценному взаимодействию субъектов бюджетных отношений на каждом этапе формирования, утверждения и исполнения бюджета.
В целях информирования населения района впервые в текущем году разработана брошюра (информационный ресурс) "Путеводитель по бюджету Каменского района Пензенской области на 2013 год", которая размещена на сайте Управления финансов Администрации Каменского района Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В указанной брошюре в доступной для граждан форме приведена информация о бюджетных параметрах, основных направлениях расходования бюджетных средств, планируемых и достигнутых результатах их использования.
Одновременно с формированием проекта бюджета на 2014 - 2016 годы проводится работа по подготовке брошюры "Бюджет Каменского района Пензенской области для граждан на 2014 - 2016 годы", которая будет размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" одновременно с внесением проекта Решения Собрания представителей Каменского района Пензенской области "О бюджете Каменского района Пензенской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" в Собрание представителей Каменского района Пензенской области в ноябре текущего года.


------------------------------------------------------------------