Решение Собрания представителей г. Кузнецка от 24.10.2013 N 100-68/5 "Об утверждении Плана социально-экономического развития муниципального образования город Кузнецка Пензенской области на 2013 - 2015 годы"



24 октября 2013 года N 100-68/5

------------------------------------------------------------------

СОБРАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОРОДА КУЗНЕЦКА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КУЗНЕЦКА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ

Принято
Собранием представителей
города Кузнецка
24 октября 2013 года

В целях создания условий для стабильного улучшения качества жизни кузнечан на основе динамичного развития экономики, социально-культурной сферы города Кузнецка, руководствуясь ст. 21 Устава города Кузнецка Пензенской области, Собрание представителей города Кузнецка решило:
1. Утвердить План социально-экономического развития муниципального образования город Кузнецк Пензенской области на 2013 - 2015 годы согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на администрацию города Кузнецка (Златогорский С.А.) и постоянную комиссию Собрания представителей города Кузнецка по промышленности и социально-экономическому развитию.
3. Настоящее Решение вступает в силу с момента опубликования.

Глава города Кузнецка
В.А.МАЙОРОВА
24.10.2013
№ 100-68/5





Приложение

утвержден
решением
Собрания представителей
города Кузнецка
от 24 октября 2013 г. № 100-68/5

ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КУЗНЕЦК ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ

Введение

Настоящий План является комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития муниципального образования - городского округа Кузнецк.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" политика органов местного самоуправления города Кузнецка направлена на повышение качества управления муниципальным образованием и поиск эффективных путей и средств в целях:
- создания условий для стабильного улучшения качества жизни кузнечан на основе динамичного развития экономики, социально-культурной сферы города Кузнецка и успешной самореализации его населения;
- формирования открытой, прозрачной и привлекательной среды, позволяющей получить преимущества в конкуренции с другими городами за привлечение инвестиций;
- максимального использования ресурсов и конкурентных преимуществ, которыми располагает город Кузнецк.
Основные направления развития города Кузнецка:
1. Создание экономических условий, способствующих активной инвестиционной, хозяйственной и предпринимательской деятельности, формирование на этой основе доходной базы, обеспечивающих финансирование городских программ и конкретных проектов, важных для устойчивого развития муниципалитета.
2. Формирование благоприятной среды для жизни, трудовой деятельности, образования, досуга, здорового образа жизни населения.
3. Совершенствование механизмов реализации принципов местного самоуправления.
План социально-экономического развития города Кузнецка, учитывая экономический потенциал территории, национальные, культурно-исторические и иные особенности местного населения, призван обеспечить преодоление имеющихся негативных тенденций, переход к устойчивому и поступательному развитию муниципального образования, в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Пензенской области.

I. Характеристика социально-экономического положения,
основные проблемы и приоритетные задачи развития
города Кузнецка

Кузнецк - второй по численности населения и экономическому потенциалу город в Пензенской области. Расположен в ее восточной части в верхнем течении реки Труев (приток реки Суры), на железнодорожной магистрали Пенза - Сызрань и автомагистрали М5 "Урал". Имеются железнодорожный и автовокзал, связывающие сообщением город Кузнецк с Пензой, Москвой, Ульяновском, Самарой, Тольятти, Сызранью и др. Приграничными территориями города являются такие районы Пензенской области, как Кузнецкий, Сосновоборский, Неверкинский, Городищенский, а также Николаевский район Ульяновской области.
Город расположен в 123 км от областного центра - города Пензы. Расстояние до крупных городов соседних с областью регионов составляет: 300 км до г. Самары, 225 км до г. Саранска, 270 км до г. Ульяновска, 290 км до г. Саратова. Это обеспечивает чрезвычайно удобную логистику при организации и ведении бизнеса.
Город находится в центральной части Приволжской возвышенности, в пределах умеренного географического пояса и занимает общую площадь 4316,9 га, из них: 632,7 га (14,6%) составляют земли промышленности; 232,6 га (5,4%) - дороги; 1007,5 га (23,3%) - земли жилого фонда; 510 га (11,8%) - земли особо охраняемых природных территорий и водного фонда; 1934 га (44,8%) - прочие земли.
Климат - континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Количество осадков в году составляет от 550 до 650 мм. Осадки теплого периода составляют около 66% от годовых.
Численность проживающего в Кузнецке населения составляет 87985 человек (6% населения Пензенской области). Трудоспособное население составляет более 54,6 тыс. человек (62,3% от общего числа жителей). Население старше трудоспособного возраста - 19,9 тыс. человек (21,5%), моложе трудоспособного возраста - 13,1 тыс. человек (15,3%). Мужчины составляют 48% населения города, женщины - 52%. По составу населения город многонационален: русские - 86,4%; татары - 6,0%; мордва - 4,9%; другие национальности - 2,7%.

Рис. 1

Структура населения города Кузнецка



В советские годы в Кузнецке сложился мощный промышленно-производственный комплекс предприятий приборостроения, станкостроения, легкой и пищевой промышленности. Однако в 90-е - начале 2000-х годов данные предприятия оказались невостребованными и были утрачены.
В этой связи в настоящее время наиболее актуальной задачей является возрождение городской промышленности на современной, конкурентоспособной технологической основе.
Значительную часть экономики города занимает малый бизнес. В данной сфере работает 541 малое предприятие. Количество индивидуальных предпринимателей составляет 3,6 тыс. человек. Численность занятых в малом бизнесе составляет 45% экономически активного населения.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о развитии его преимущественно в сфере торговли (доля малых предприятий в этой отрасли экономики - 55%). Удельный вес малых предприятий в промышленности составляет 37%, с наибольшей их концентрацией в мебельном производстве.
Состояние жилищно-коммунального комплекса города следующее.
Средний возраст многоквартирных жилых домов Кузнецка (МКД) - 41 год. Более 250 МКД (треть из расположенных в городе) требуют капитального ремонта. 21 дом относится к категории аварийных. Столь же сложная ситуация - по объектам бюджетной сферы, включая детские сады, школы, объекты социальной сферы и культуры. Изношенность тепловых сетей города Кузнецка составляет около 65%, сетей водоснабжения - 70%. Основной проблемой для города Кузнецка является проблема низкого качества водопроводной воды, серьезно усугубляющаяся неблагоприятной для города юридической ситуацией, связанной с попыткой банкротства МУП "Водоканал".
Протяженность дорог общего пользования местного значения на территории города Кузнецка составляет 230,3 км, из них дорог с усовершенствованным покрытием - 62,2 км, грунтовых дорог и со щебеночным покрытием - 168,1 км. Имеется потребность в капитальном ремонте дорог в объеме более 200,0 млн. рублей.
Фактически в последние годы ведется лишь текущий ремонт в объеме, не превышающем 10 млн. рублей.
В городе сохранена развитая сеть учреждений культуры, образования, социальной сферы. Емкость детских дошкольных учреждений (ДДУ) - более 4000 детей, дефицит мест в ДДУ - около 700 детей. Данная ситуация еще более может усугубиться в связи с положительной демографической динамикой (в части рождаемости) в городе, отмеченной в последние годы. В сфере школьного и дополнительного образования в городе действует 12 средних общеобразовательных школ, 2 гимназии, 1 лицей, 1 начальная школа-детский сад компенсирующего вида, 5 учреждений дополнительного образования. Город сохранил и содержит детский оздоровительный лагерь "Луч" на территории Городищенского района, в котором за лето отдыхает порядка 600 детей. Материально-техническая база ДДУ, средних образовательных учреждений серьезно устарела, часть учреждений требуют капитального ремонта.
В процессе модернизации здравоохранения на базе медицинских учреждений города формируется крупный межмуниципальный комплекс, который обслуживает не только город, но целый ряд близлежащих сельских районов.
По результатам проведенного анализа установлено, что основными проблемами, сдерживающими развитие муниципального образования город Кузнецк являются:
1. В сфере экономики:
1.1. Происшедшая в 90-е - начале 2000-х годов деиндустриализация города, что привело к деградации ранее имевшихся градообразующих предприятий и производств, профессиональной дисквалификации и сокращению рынка труда квалифицированной рабочей силы и специалистов, недостаточности налогооблагаемой базы и доходов городского бюджета.
1.2. Диспропорции, возникшие при формировании новой экономики города, которые привели к гипертрофированной концентрации деловой активности местного бизнеса в сферах торговли и мебельного производства, что делает городскую экономику уязвимой от ситуации в данных сегментах рынка.

Рис. 2

Структура экономики города Кузнецка




1. В сфере коммунального хозяйства, инфраструктуры и градостроительства:
2.1. Изнашивание сетей, жилого фонда, коммунального хозяйства и городской инфраструктуры; длительная нерешенность хронической для города проблемы низкого качества водопроводной воды; слабая инфраструктурно-сетевая обеспеченность ряда микрорайонов; в целом несоответствие сложившейся инфраструктуры современным требованиям и перспективам развития города.
2.2. Ограниченность возможностей современного развития города вследствие исчерпанности резервов нынешней территории муниципального образования и имеющейся инфраструктуры.
3. В социальной сфере:
3.1. Отрицательная демографическая динамика, обусловленная превышением смертности над рождаемостью, а также отрицательным миграционным сальдо (превышение уезжающего населения над въезжающим).
3.2. Недостаточность социально-бытовой, досугово-развлекательной, спортивно-туристической инфраструктуры города, несоответствие ее количественных и качественных характеристик требованиям настоящего времени и запросам населения.
Вместе с тем, город Кузнецк обладает и целым набором конкурентных преимуществ:
1. Хорошая транспортная доступность, удобная логистика.
2. Высокий процент молодежи и детей в составе населения города.
3. Наличие в городе широкой сети учебных заведений профессионального образования по различным профессиональным направлениям, в том числе по современным рабочим, инженерным и управленческим специальностям.
4. Тяготение к городу населения окрестных сельских районов, то есть фактическое исполнение Кузнецком функций субрегионального центра.
5. Наличие крупных перспективных промышленно-производственных площадок, в том числе частично обеспеченных инфраструктурой.
6. Наличие в городе резервов наращивания инфраструктурных возможностей по электроэнергетике, газу, водоснабжению.
7. Прилегание к городу перспективных территорий, благоприятных для освоения под жилищное строительство и в промышленно-производственных целях.
Исходя из изложенного, с учетом реалий социально-экономической ситуации в городе Кузнецке и регионе в целом, на плановый период 2013 - 2015 гг. ставятся следующие задачи:
1. Создать основы для формирования "нового промышленного лица" города Кузнецка путем привлечения инвесторов с проектами в сферах современного машиностроения, экологически ориентированных производств, стройиндустрии, производства современных материалов, наращивания конкурентоспособности местных мебельного, швейного, кожевенного кластеров, производств товаров продовольственной группы.
2. Нарастить собственные доходы муниципального бюджета до уровня более 600 млн. рублей в год в целях увеличения возможностей по финансированию проектов, важных для социально-экономического развития города, а также активного софинансирования участия в областных и федеральных целевых программах.
3. За счет привлечения инвестиций, участия в федеральных и региональных программах обеспечить снятие остроты наиболее злободневных инфраструктурных проблем (качество водопроводной воды, состояние улично-дорожной сети, недостаточность сетевого обеспечения ряда микрорайонов).
4. Провести процедуры присоединения к городу перспективных прилегающих территорий и необходимые проектные работы по их освоению в интересах социально-экономического развития города.
5. За счет различных источников финансирования, с упором на частные инвестиции, обеспечить активное формирование в городе качественно нового, современного уровня социально-бытовой, досугово-развлекательной, спортивно-туристической инфраструктуры.
6. Разработать и начать поэтапную реализацию в городе эффективной комплексной молодежной политики.
Для реализации указанных задач предполагается выполнить следующие мероприятия.

I. Формирование "нового промышленного лица" Кузнецка,
активная инвестиционная политика, развитие
предпринимательства. Формирование сбалансированной
структуры занятости населения

1. Промышленность. Инвестиции. Малый и средний бизнес.
В настоящее время основными промышленными предприятиями города являются:
- ООО "Мета-Кузнецк";
- ООО "Кузнецкий завод конденсаторов";
- ОАО "Визит";
- Филиал Общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы "Кузнецкий ликероводочный завод";
- ООО "Кузнецкий хлебокомбинат";
- Филиал ЗАО "Завод "Джи Ти Сэвэн";
- ООО "КЗТМ";
- ООО "Органика-Кузнецк";
- ООО "Кузнецкая одежда плюс";
- ООО "Мануфактура";
- ООО "Сфера".
В последние годы в городе сохраняется устойчивая положительная динамика основных экономических показателей промышленного производства: растут объемы производства и реализации продукции, заработная плата, улучшаются финансовые показатели деятельности. Так, рост объемов отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг по добывающим, обрабатывающим производствам за январь - декабрь 2012 года составил 110%.
В последние годы в городе сложилась следующая структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности: сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее распространенной в малом бизнесе. Так, основная часть предприятий в городе Кузнецке сконцентрирована в сфере потребительского рынка - 44,9%, в мебельном производстве - 27,8%, в обрабатывающих производствах - 12,7%. Численность населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве, составляет более 20 тыс. человек, что составляет 47% от общей численности занятых в экономике города. Кузнецк - лидер региона в сфере мебельного производства. На 01.12.2012 на территории города Кузнецка в мебельной отрасли занято более 130 субъектов малого и среднего бизнеса. С целью консолидации производителей мебели организован кластер "Мебельная Лига Пензенского региона город Кузнецк". При поддержке Правительства Пензенской области данное объединение в ноябре 2012 года приняло участие в 24-й Международной выставке "Мебель - 2012", а в июне 2013 года - в международной выставке в Казахстане.
В октябре 2012 года начата работа по организации швейного кластера города. На данный момент в объединение швейников вошли шесть производителей Кузнецка, ведется работа над созданием сайта организации и календарным планом выставок.
В течение последних трех лет динамика налоговых поступлений в бюджет города от субъектов малого и среднего бизнеса показывает рост в среднем на 15% в год. Так, в 2012 году поступления налогов от субъектов малого среднего предпринимательства (за исключением налога на доходы физических лиц) в бюджет города составили 85,4 млн. рублей - на 22,9% выше уровня 2011 года, что говорит о перспективности выбранного городскими властями направления на поддержку малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем, город испытывает настоятельную потребность в масштабном наращивании своей промышленно-производственной базы.
Основными путями решения данной задачи являются:
- создание условий для активизации внутреннего инвестиционного потенциала города. В этих целях администрация города будет продолжать честный и заинтересованный диалог с бизнес-сообществом, поддержку проектов предпринимателей, готовых сочетать свои интересы с интересами развития города. Будет вестись планомерная работа по сокращению сроков и упрощению административных процедур, связанных с решением вопросов предоставления земельных участков, различных этапов строительства;
- поддержка проектов, связанных с развитием мебельного, швейного, обувного кластеров. Приоритетом в данном отношении является проект строительства завода по производству ЛДСП с объемом инвестиций более 4 млрд. рублей, расчетный пуск первой очереди - начало 2016 года;
- привлечение в город новых крупных инвесторов с высокотехнологичными проектами промышленно-производственной направленности и реализация уже запланированных инвестиционных проектов с использованием средств внешних инвесторов (наиболее приоритетные проекты):
- организация деятельности бизнес-инкубатора (объем инвестиций - 400 млн. рублей);
- строительство нефтеперерабатывающего завода (объем инвестиций - 5 млрд. рублей);
- организация деятельности кондитерской фабрики (объем инвестиций - 500 млн. рублей);
- организация кожевенного производства (объем инвестиций - 150 млн. рублей);
- решение вопросов инвестирования в перспективные, но ныне пустующие промышленные площадки - прежде всего площади бывшего "Кузнецкого завода радиоприборов", а также бывшего предприятия "Ремкамаз";
- подбор, подготовка и поиск вариантов освоения новых перспективных промышленно-производственных площадок, предоставляющих инвесторам возможность реализовать принцип "строительства с нуля".
В целях стимулирования инвесторов для крупных перспективных проектов будет продолжена практика предоставления муниципальных преференций по земельному налогу. Повышение уровня и эффективности координации работы администрации города, иных взаимодействующих организаций и инвесторов будет достигаться путем применения проектного метода организации деятельности, в том числе за счет создания рабочих групп по сопровождению конкретных инвестиционных проектов.
Для создания благоприятных условий по информированию инвесторов будет на системной основе обновляться инвестиционный паспорт Кузнецка, представленный в электронном виде на официальном сайте администрации города.
В 2013 году была принята муниципальная программа "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в города Кузнецка на 2014 - 2020 годы", основными задачами которой являются:
Формирование положительного инвестиционного имиджа города Кузнецка среди муниципальных образований Пензенской области и соседних регионов;
- Развитие кредитно-финансового механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Информационно-консультационное обеспечение малого и среднего предпринимательства;
- Создание на территории города Кузнецка современной инфраструктуры торговли, основанной на принципах сбалансированного развития различных форматов торговых предприятий (от оптового звена до мелкой розницы), обеспечивающих формирование эффективной системы товародвижения.
В результате проведенной работы к исходу 2015 года будут созданы основы для серьезного наращивания объемов современного промышленного производства в городе, повышения конкурентоспособности кузнецких предприятий, увеличения количества высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. В то же время, учитывая тот факт, что цикл проектирования и строительства крупных промышленных объектов составляет 3 - 4 года, в планируемом периоде рост объемов промышленного производства и соответственно налоговой отдачи в муниципальный бюджет будет не столь высоким и обеспечится за счет выполнения текущих программ модернизации действующих предприятий, а также быстрореализуемых малых и средних проектов.
2. Формирование сбалансированной структуры занятости населения
Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам на 1 января 2012 года, составила по городу 14594,6 рубля (по области - 18706,2). По сравнению с январем 2011 г. этот показатель вырос на 12,9%. По прогнозным данным, средняя номинальная заработная плата в 2013 году увеличится на 7,5% и составит 15616 рублей, в 2014 - 16709 рублей, в 2015 - 17879 рублей.
Ситуация на рынке труда в городе в последнее время характеризуется низкой напряженностью, превышением спроса на рабочую силу над предложением. На 01.06.2013 года уровень регистрируемой безработицы в городе Кузнецке составляет 1,12%, что на 0,78% меньше уровня 2012 года. Тенденция к сокращению данного показателя прослеживается на протяжении двух последних лет. Структура незанятого населения следующая: 58,9% составляют женщины; 13,5% - лица предпенсионного возраста; 19,9% - инвалиды. В прогнозируемые годы численность безработных будет колебаться в пределах 0,5 - 0,75 тыс. человек, однако данный показатель может измениться. Так, в течение 2013 года были приняты решения о сокращении более 300 человек персонала учреждений здравоохранения, ожидается решение о сокращении более 100 человек сотрудников ФСИН. Эти внеплановые моменты будут, несомненно, оказывать влияние на состояние рынка труда.

Рис. 3

Структура занятости населения по категориям



Вместе с тем, следует учитывать, что наблюдаемые дисбалансы на рынке труда формируются под воздействием ряда факторов, в частности:
- сохранения значительного сегмента теневой занятости;
- активизации миграционных процессов;
- появления иногородних инвесторов, открывающих филиалы и приобретающих экономически выгодные предприятия города, предъявляющих более высокие требования к качеству рабочей силы;
- функционирования в городе сети учебных заведений, готовящих специалистов без учета спроса на них, что приводит к переизбытку специалистов ряда направлений;
- падения престижа рабочих и ряда других низкооплачиваемых профессий, снижения профпригодности части граждан (из-за алкоголизма и иных форм асоциального поведения, длительной безработицы и пр.).
Учитывая тенденции развития рынка труда в Кузнецке, основными задачами администрации города Кузнецка и других заинтересованных структур на 2013 - 2015 годы становятся:
- оказание содействия бизнесу в создании ежегодно от 700 до 1000 рабочих мест на вновь открываемых и расширяемых промышленных, торговых, иных предприятиях - в целях обеспечения занятости высвобождаемых в результате сокращений и иным образом работников, а также предложений по трудоустройству молодежи;
- организация целевой подготовки кадров для перспективных высокотехнологичных предприятий - в рамках реализуемых в городе инвестиционных проектов;
- проведение комплекса мер, совместно с контрольными, правоохранительными органами, а также объединениями работодателей, общественностью, СМИ по выводу субъектов малого и среднего бизнеса из "тени".

Таблица 1

Мероприятия по созданию рабочих мест в промышленности


№ Наименование Срок Ответственный Количество Прогноз
п/п мероприятия исполнения исполнитель рабочих создания
мест на рабочих
1.10.2013 мест до
г. 2015 г.

1 Создание новых рабочих 2013 - 2015 ОАО "Визит" 560 50
мест в результате гг. рабочих
модернизации мест
оборудования - ОАО
"Визит"

2 Создание новых рабочих 2013 - 2015 ООО "КЗК" 357 50
мест в результате гг. рабочих
модернизации мест
оборудования - ООО
"КЗК"

3 Создание новых рабочих 2013 - 2015 ООО "Мета- 349 65
мест в результате гг. Кузнецк" рабочих
модернизации мест
оборудования - ООО
"Мета-Кузнецк"

4 ООО "ПК-Групп" 2013 - 2015 ООО 65 950
Реализация гг. "ПК-Групп" рабочих
инвестиционного проекта мест
"Строительство завода
по производству ЛДСП"

5 Создание новых рабочих 2013 - 2015 ООО 75 65
мест в результате гг. "Ренесанс" рабочих
модернизации мест
оборудования - ООО
"Ренесанс"

6 Создание новых рабочих 2013 - 2015 ООО "Волга- 77 65
мест в результате гг. Мебель" рабочих
модернизации мест
оборудования - ООО
"Волга-Мебель"

7 Создание рабочих мест в 2013 - 2015 0 250
результате реализации рабочих
инвестиционного проекта мест
"Строительство торгово-
развлекательного
комплекса по ул.
Белинского"

8 Создание рабочих мест в 2013 - 2014 177 250
результате реализации рабочих
инвестиционного проекта мест
"Строительство торгово-
развлекательного
комплекса по ул.
Гражданской"

9 Создание рабочих мест в 2013 - 2015 0 350
результате реализации рабочих
инвестиционного проекта мест
"Строительство торгово-
развлекательного
комплекса по ул.
Ленина"

10 Создание рабочих мест в 2013 - 2015 0 250
результате реализации рабочих
инвестиционного проекта мест
"Строительство торгово-
развлекательного
комплекса по ул.
Победы"


1. Развитие потребительского рынка

В целях развития сети торговой, досугово-развлекательной сферы в соответствии с современными запросами граждан, повышение спектра и качества услуг, предоставляемых жителям города в 2013 - 2015 гг., планируется оказать содействие инвесторам в реализации проектов, направленных на создание новых современных и модернизацию уже существующих объектов.
Следует отметить, что на территории города Кузнецка осуществляет деятельность 501 предприятие розничной торговли (54% от общего числа предприятий потребительского рынка), с торговой площадью более 55,8 тыс. кв. м. Численность работающих в предприятиях торговли составляет более 10 тысяч человек. Сфера оптово-розничной торговли города является динамично развивающейся отраслью экономики города. В расчете на душу населения расходы на покупку товаров в месяц составили 6739,6 руб.
Товарная структура оборота характеризует уровень и качество потребления товаров. В Пензенской области наблюдается тенденция к увеличению доли непродовольственных товаров. Что касается города Кузнецка, здесь соотношение непродовольственных и продовольственных товаров составляет 53 и 47 процентов соответственно.
Потребительский спрос в городе ориентирован на продовольственные товары. В связи с этим стоит задача повышения качества жизни кузнечан, обеспечение решения задач социального характера, по росту ценовой доступности основных групп продовольственных товаров, особенно для социально незащищенных слоев населения.
В результате запланированных на 2013 - 2015 г. мероприятий по привлечению и оказанию содействия инвесторам в городе должна быть сформирована широкая сеть предприятий торгово-досугового, семейно-развлекательного, спортивно-оздоровительного, гостиничного типа, сферы услуг и общественного питания, обеспечивающая реализацию потребностей населения Кузнецка и прилегающих сельских районов в товарах и услугах уровня областных центров. В частности, данным критериям должны соответствовать следующие возводимые объекты:

- торгово-развлекательный комплекс в Западном микрорайоне (открытие - к концу 2013 года, общая площадь 11,0 тыс. м1);
- торгово-развлекательный комплекс в центральной части города по ул. Ленина (начало строительства - 2014 год, общая площадь 40,0 тыс. м1);
- торговый комплекс по ул. Победы (начало строительства - 2013 год, общая площадь 10,0 тыс. м1);
- 2-я очередь торгово-развлекательного комплекса "Гулливер" (начало строительства - 2013 год, общая площадь 11,0 тыс. м1).
В 2013 году начата и в последующие годы будет продолжена работа по реконструкции центрально парка города. При комплексном освоении территории "Аэродром" предусмотрена разбивка нового городского парка, с учетом современных тенденций развития городских рекреационных зон. Будет завершено проектирование и начата реализация инвестиционного проекта по рекреационной зоне в восточной части города в районе "Долгушино".

I. Наращивание доходной базы бюджета города Кузнецка,
повышение эффективности бюджетных расходов, привлечение
внешних источников финансирования для решения
задач развития города

Бюджетная и налоговая политика на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов отражает преемственность ранее поставленных целей и задач бюджетной и налоговой политики в области доходов и будет направлена на сохранение и развитие налоговой базы в сложившихся экономических условиях.
Консолидированный бюджет города в 2012 году исполнен на 95,1% (план - 1142133,1 тыс. руб., факт - 1085757,8 тыс. руб.). Налоговые и неналоговые доходы (без учета доходов от оказания платных услуг) исполнены на 111,8% к факту 2011 г. (2011 г. - 413 млн. руб., 2012 г. - 461,6 млн. руб.), в том числе налоговые доходы составили по плану 452,3 млн. руб., фактически поступило в бюджет 400 млн. руб. (88,4%), неналоговые доходы бюджета составили по плану 54,5 млн. руб., по факту - 54,6 млн. руб. (100,2%). Прирост поступлений к уровню предыдущего года составил 48,6 млн. руб. (11,8%). По неналоговым доходам к уровню 2011 года (без учета доходов от оказания платных услуг) достигнуто увеличение на 12,3 млн. руб. или 125,2%. Данный результат достигнут за счет роста доходов от аренды и продажи муниципального имущества.
В структуре собственных доходов бюджета города Кузнецка в 2012 году налоговые поступления составили 88%, неналоговые доходы 12%. Плановые показатели на 2013 год - 84,7% и 15,3% соответственно.
Наибольший удельный вес в доходах бюджета города занимают поступления таких налогов как:
налог на доходы физических лиц - 50,98%;
единый налог на вмененный доход - 13,5%;
земельный налог - 11,29%. Доля этих налогов в общей сумме прогнозируемых поступлений в 2013 году составляет 75,72%, Соответственно доля остальных налогов, сборов и платежей - 24,28%.

Таблица 2

Объем поступлений доходов бюджета города Кузнецка

тыс. руб.

Наименование доходного источника 2013 год 2014 год 2015 год

Налог на доходы физических лиц 189738 207273 226181

Единый налог на вмененный доход для отдельных 64179 67334 70644
видов деятельности

Единый сельскохозяйственный налог 61 64 67
Налог на имущество физических лиц 21960 24927 26198

Земельный налог 57315 57315 57315
Государственная пошлина 5062 5062 5062


Бюджет города Кузнецка носит социальную направленность, поэтому значительная часть средств бюджета города идет на финансирование учреждений социально-культурной сферы и мероприятий, направленных на социальную поддержку населения. В общей доле расходов расходы составляют:
- на образование - 44,5%;
- на культуру - 3,3%;
- на социальную политику - 25,6%;
- на физическую культуру и спорт - 2,5%;
- на жилищно-коммунальное хозяйство - 15,2%.
- Важнейшие задачи бюджетной политики в 2013 - 2015 годах.
1. В области доходов - рост собственных доходов за счет эффективного использования налогового потенциала;
2. В области расходов - повышение качества жизни населения города, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными бюджетными услугами.
Долговые обязательства города Кузнецка на 01.01.2013 составили 110220,0 тыс. рублей, в том числе по коммерческим кредитам 45000,0 тыс. рублей и бюджетным кредитам 65220,0 тыс. рублей. Данные кредиты привлекались для финансирования дефицита бюджета города и строительства, реконструкции автомобильных дорог города. На 2013 год приходится основная доля погашения привлеченных кредитов в сумме 71820,0 тыс. рублей (45000,0 тыс. рублей коммерческих кредитов и 26820,0 тыс. рублей бюджетных кредитов, в том числе часть бюджетного кредита в сумме 15000,0 тыс. рублей, направленного на финансирование строительства, реконструкции автомобильных дорог города Кузнецка, согласно графику погашения кредитов).
Кредиторская задолженность на 1 января 2013 года по бюджетным средствам уменьшилась по сравнению с задолженностью на 1 января 2012 года на 35650,7 тыс. руб., чему способствовало проведение мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств.
Для улучшения бюджетной ситуации планируется заметно нарастить собственные налоговые доходы, а также постепенно снизить до минимально возможного уровня кредиторскую задолженность и задолженность по кредитам, провести оптимизацию бюджетных расходов (в частности, за счет мероприятий по энергосбережению).
Достижение указанных задач будет осуществляться за счет реализации мероприятий по следующим направлениям:
1) в области доходов:
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью и ее более рациональное использование;
- повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета города Кузнецка;
- продолжение работы по сокращению задолженности по налогам и сборам перед бюджетом города, предотвращению фактов выплаты "теневой" заработной платы и роста задолженности по заработной плате;
- максимальное приближение прогнозов поступления доходов бюджета города к реальной ситуации в экономике;
- активизация деятельности межведомственной комиссии по налогам и сборам по укреплению налоговой дисциплины и исполнению трудового законодательства;
- совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
2) в области расходов:
- обеспечение финансирования всех принятых обязательств;
- повышение отдачи от использования муниципальных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети муниципальных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
- качественное формирование муниципальных заданий для бюджетных и автономных учреждений и нормативов их финансового обеспечения;
- введение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание муниципальных услуг;
- недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь - по заработной плате и социальным выплатам;
- введение четких правил оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений;
3) в области долговой политики:
- оптимизация структуры и объема муниципального долга;
- сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков;
- минимизация расходов обслуживания муниципального долга;
повышение контроля за исполнением долговых обязательств;
4) в области финансового контроля:
- обеспечение совершенствования правовых и методологических основ муниципального финансового контроля;
- усиление ответственности главных распорядителей средств бюджета города за обеспечением результативности использования средств бюджета города и повышением качества муниципальных услуг (работ);
- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерской отчетности в соответствии с нормами (требованиями) бюджетного законодательства Российской Федерации;
- установление единых требований к проведению контрольных мероприятий;
- обеспечение жесткого контроля за недопущением образования необоснованной кредиторской задолженности;
- соблюдение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- осуществление мониторинга эффективности (измеримого результата) предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).

I. Развитие коммунального комплекса, снятие остроты
наиболее злободневных инфраструктурных проблем города

Жилищно-коммунальное хозяйство города Кузнецка представляет собой многоотраслевой производственно-технологический комплекс, объединяющий свыше 30 видов деятельности, ведущие из которых - жилищное хозяйство, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электро- и газоснабжение, озеленение, ремонт дорог и мостов, транспортное обслуживание.
Состояние основных сфер деятельности коммунального комплекса города характеризуется высокой степенью старения и износа сетей, зданий и сооружений, недостаточной финансовой эффективностью большинства организаций, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, низким уровнем внедрения современных и перспективных технологий.
Данное положение сформировалось по целому ряду причин. Так, на протяжении десятилетий в жилищно-коммунальной сфере преобладали неэкономические подходы и методы хозяйствования, остаточный принцип ресурсообеспечения и административный механизм регулирования хозяйственной деятельности. Тарифы на продукцию и услуги ЖКХ были экономически необоснованными, эксплуатация и развитие комплекса ЖКХ обеспечивались в основном за счет бюджетных ассигнований, а их размер зависел не от качества и надежности услуг, а от затрат предприятий ЖКХ на их производство. При этом необходимо отметить, что ограниченность бюджетных возможностей города не позволяла направить в жилищно-коммунальную сферу необходимый объем средств. Хозяйственный механизм, действовавший в системе ЖКХ, не стимулировал предприятия этой сферы к улучшению результатов своей деятельности.
В данных условиях решение накопившихся в сфере городского хозяйства проблем требует значительных усилий и ресурсов. Очевидно, что результат может быть достигнут только путем обеспечения высокой эффективности бюджетных расходов, привлечения в коммунальную сферу инвестиций, а также включения собственников жилья в активный процесс ответственного владения, содержания и распоряжения своим имуществом.
С учетом изложенного, на планируемый период администрация города сосредоточит усилия на снятии наиболее злободневных проблем, накопившихся в коммунальном хозяйстве и городской инфраструктуре, а также создании условий для серьезных качественных изменений в данной сфере. Конкретными направлениями данной работы являются:
- восстановление юридически легитимного статуса социально значимого имущественного комплекса МУП "Водоканал", как собственности муниципалитета. На данной основе - проведение комплекса проектных и строительно-монтажных работ по обеспечению города чистой водопроводной водой, для чего необходимо строительство двух станций обезжелезивания, а также проработка и реализация пилотного инвестиционного проекта (объем инвестиций - более 250 млн. рублей) по проектированию и строительству новых городских очистных сооружений (с выводом выработавших свой ресурс ныне работающих очистных сооружений из эксплуатации);
- поэтапное наращивание возможностей водоотведения в городские канализационные сети в микрорайонах частной и малоэтажной жилой застройки, в настоящее время не охваченных данной услугой (район Откормсовхоза, школы № 17);
- улучшение качества предоставляемых услуг теплоснабжения (в соответствии с разрабатываемой "Схемой теплоснабжения города Кузнецка"), в сочетании с мероприятиями по повышению эффективности системы теплоснабжения в "проблемных" микрорайонах (Откормсовхоз, участок по ул. Октябрьской от ул. Победы до ул. Вокзальной, район бывшего валяльно-мехового комбината);
- продолжение мероприятий по энергосбережению в городских сетях уличного освещения, в сочетании с работой по обеспечению данной услугой улиц, которые не в полной мере обустроены сетями уличного освещения (ул. Ольховая, 728 км от ул. Октябрьской до железнодорожных путей, ул. Белинского, микрорайон "Восточный", ул. Крылова, ул. Вокзальная, ул. Республики, ул. Индустриальная, ул. Чкалова, ул. Дачная, ул. Правды, ул. Октябрьская, ул. Гагарина, ул. Ленинградский проезд, ул. Железнодорожная, ул. Вольская, ул. Рижская, ул. Волжская, ул. Самарская, ул. Тульская, ул. Тверская, ул. Октябрьская, микрорайон "Солнечный");
- упреждающая разработка проектно-сметной документации по объектам сетевого хозяйства, инфраструктуры, капитального строительства и ремонта, которые целесообразно рассматривать в качестве перспективных для включения на софинансирование по федеральным и региональным целевым программам;
- реализация муниципальной целевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории города Кузнецка Пензенской области на 2013 год", предусматривающей ремонт 6 многоквартирных домов (объем выделенных денежных средств на эти цели - 11182234 рубля, в том числе средства государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" - 5166064 рубля, средства бюджета города Кузнецка - 3128838 рублей, средства собственников помещений - 2887332 рубля). В последующие годы - продолжить реализацию мероприятий по капитальному ремонту многоквартирного жилья в городе в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также с учетом формы управления многоквартирными домами, выбранными собственниками;
- поддержание в удовлетворительном состоянии улично-дорожной сети за счет увеличения собственных расходов муниципального бюджета на текущий ремонт городских дорог до уровня не менее 15 млн. рублей к 2015 году и активного привлечения средств дорожных фондов;
- участие в областной программе асфальтирования внутридворовых территорий;
- реализация мероприятий подпрограммы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Кузнецке Пензенской области в 2014 - 2020 годах" муниципальной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в городе Кузнецке в 2014 - 2020 годах", предусматривающих установку дорожных знаков, светофорных объектов, устройство дорожной разметки, барьерных ограждений в соответствии с утвержденным "Проектом организации дорожного движения города Кузнецка";
- улучшение качества транспортно-пассажирского обслуживания населения города за счет обустройства сети остановочных павильонов, системного взаимодействия с компаниями-перевозчиками, точечного финансирования (субсидирования) из муниципального бюджета отдельных видов перевозок и маршрутов (дачные перевозки, школьные автобусы), организации транспортного сообщения с удаленными микрорайонами города ("Карпаты", "Дружба");
- поэтапное обновление транспортного и специального парка техники муниципальных и коммерческих предприятий коммунального сектора города.

II. Жилищное строительство, освоение и развитие
новых территорий в интересах города

На ближайшую и долгосрочную перспективу проработано несколько вариантов территориального развития Кузнецка, учитывающих имеющиеся планировочные ограничения, рациональное использование территории и городских ресурсов:
- учитывая сложившийся дефицит площадок, обеспеченных сетями и инфраструктурой, в 2013 - 2015 гг. вопросы жилищного строительства будут решаться за счет мобилизации остатков земельных ресурсов, пригодных для "точечной" застройки, с приоритетом их предоставления застройщикам под выполнение федеральных и региональных программ обеспечения жильем льготных категорий граждан;
- по завершении в 2013 году проектирования сетей в районах перспективной застройки "Взлетный-1", "Взлетный-2" в 2014 - 2015 гг. будут решены вопросы по финансированию (в том числе путем привлечения инвестиционных источников) строительства сетей и начала комплексного освоения данных территорий;
- по принятии федеральными инстанциями решения о дальнейшем использовании земельного участка "Аэродром", в настоящее время принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации, в зависимости от утвержденной схемы распоряжения, муниципалитет примет участие в его освоении, в том числе под комплексную многоэтажную жилую застройку с обеспечением необходимыми сетями и элементами социально-бытовой инфраструктуры;
- совместно с властями Кузнецкого района (при необходимости - с Правительством Пензенской области) будет проработан и реализован план присоединения к городу Кузнецку прилегающих территорий, перспективных с точки зрения комплексной жилой застройки, а также необходимых для решения задач промышленного и инфраструктурного развития города.
Данные меры призваны обеспечить выполнение планов строительства жилья, согласно которым в 2013 году предполагается вести в эксплуатацию 50,0 тыс. кв. м жилья (в том числе 24,2 тыс. кв. м индивидуального и 25,8 тыс. кв. м многоквартирного жилья), в 2014 году - 55,0 тыс. кв. м, в 2015 году - 60,0 тыс. кв. м жилья. Тем самым, будет обеспечено повышение доступности жилья для жителей города, а также выполнение задач по обеспечению жильем льготных категорий граждан, в том числе:
- расселение граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах (в 2013 году - 7 домов, расселяемая площадь - 1715,3 кв. м; в 2014 году - 5 домов, расселяемая площадь - 1755,4 кв. м, в 2015 году - 8 домов, расселяемая площадь - 1837,7 кв. м);
- обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей. На эти цели в 2013 году из средств бюджета Пензенской области выделено 4,9 млн. рублей, в 2014 году запланировано выделение 18,2 млн. рублей, в 2015 - 19,2 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем 42 человека;
- обеспечение жильем ветеранов ВОВ и семей погибших (умерших) воинов путем представления сертификатов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. На 09.07.2013 в списке очередности при администрации города Кузнецка учтено 86 участников (за период действия данной программы свидетельства на жилье получили 193 человека, в том числе 34 человека в 2013 году);
- реализация муниципальной программы "Социальная поддержка граждан в городе Кузнецке на 2014 - 2020 годы". Так, по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" в 2013 году в бюджете города Кузнецка предусмотрено 1,5 млн. рублей для улучшения жилищных условий 8 молодых семей, в 2014 году - 1,5 млн. рублей (6 семей), в 2015 году - 4,5 млн. рублей (18 семей). По подпрограмме "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" в 2013 году 13 семей получили сертификаты на сумму 233685 рублей (финансирование данной программы осуществляется из бюджета Пензенской области). По подпрограмме "Социальная поддержка граждан в улучшении жилищных условий работников бюджетной сферы города Кузнецка Пензенской области" в 2013 году в бюджете города Кузнецка выделено 1,2 млн. рублей для улучшения жилищных условий 4 семей, в 2014 и 2015 годах запланировано по 1,5 млн. рублей ежегодно (всего 10 семей). По подпрограмме "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере в городе Кузнецке" на планируемый период предусмотрено финансирование в объеме по 1,7 млн. рублей ежегодно;
- из числа участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в 2013 году единовременную выплату на улучшение жилищных условий из федерального бюджета получили 3 инвалида и 1 участник боевых действий (всего в список включены 50 человек указанной категории, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий).
Для стимулирования индивидуального жилищного строительства ключевое значение приобретает вопрос обеспечения земельных участков сетями и инфраструктурой. Потребность в земельных участках под индивидуальную застройку в городе растет, в том числе за счет спроса со стороны многодетных семей, подлежащих обеспечению бесплатными участками в соответствии с федеральным и региональным законодательством. В течение 2012 - 2013 гг. для данной категории уже сформировано 85 земельных участков, очередь постоянно увеличивается и по состоянию на июль 2013 года превышает 70 человек. В этой связи комитетом по управлению имуществом города Кузнецка будет продолжена работа по формированию и предоставлению земельных участков многодетным семьям. Наиболее перспективной в этом отношении является территория бывшего аэродрома, для обеспечения которой инженерной инфраструктурой необходимо:
- строительство сетей электроснабжения (планируется осуществить в 2013 году МУП "Горэлектросеть" за счет включения затрат в тариф на транспортировку);
- строительство сетей водоснабжения (разрабатывается проектная документация, сумма затрат на строительство составит примерно 13,85 млн. рублей);
- строительство сетей газоснабжения (разрабатывается проектная документация, сумма затрат на строительство составит примерно 5,65 млн. рублей);
- для обеспечения дорожной инфраструктурой необходимы денежные средства в размере около 38,0 млн. рублей.
Вопрос о финансировании данных работ будет решаться в рамках бюджетного планирования, а также путем привлечения внешних источников финансирования (инвестиции, участие в региональных и федеральных программах).

III. Решение проблемы демографии. Развитие системы
образования, культурно-досуговой сферы города Кузнецка.
Спорт и молодежная политика

Достижение главной цели социально-экономического развития города Кузнецка - обеспечения устойчивого роста качества и уровня жизни горожан - предполагает акцент на сильной и последовательной социальной политике, активизации общественной и экономической деятельности молодежи, развитии рынка труда, росте доходов, сбалансированном развитии социальной инфраструктуры, обеспечении социальной безопасности жителей города.
Намеченная на планируемый период положительная динамика экономических показателей и собственных доходов муниципального бюджета в первую очередь направлена на увеличение возможностей города, при участии социально ответственного бизнеса, по решению задач улучшения социального благополучия горожан за счет развития и совершенствования сфер образования, здравоохранения, культуры и спорта, социального обслуживания, с учетом запросов и потребностей конкретных социальных групп.
1. Стабилизация демографической и миграционной ситуации, преодоление тенденции естественной убыли населения
Демографическая ситуация, сложившаяся в городе Кузнецке, близка к среднестатистической по Пензенской области и России в целом. Сохраняется естественная убыль населения, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры.
Существуют определенные медико-социальные проблемы в области демографии, ухудшается качество здоровья детей и молодежи, отмечается снижение количества беременных женщин вставших на учет в женской консультации ГБУЗ "Кузнецкая городская детская больница", что будет отрицательно сказываться на показателе рождаемости.
Основными направлениями деятельности администрации города Кузнецка по стабилизации демографической ситуации являются:
- создание условий для стимулирования рождаемости, всестороннего развития семьи;
- повышение престижа семейного благополучия;
- снижение смертности населения;
- повышение уровня рождаемости;
- укрепление института семьи;
- пропаганда здорового образа жизни.
С этой целью с сентября 2012 года в городе действует Совет по демографической политике в городе Кузнецке. Совет определяет приоритеты и основные направления демографической политики в городе Кузнецке, взаимодействует с органами государственной власти, общественными, религиозными, благотворительными и иными организациями по вопросам реализации демографической политики, вырабатывает меры поддержки отдельных социально-демографических групп населения, направленные на стимулирование рождаемости, снижение смертности, рост продолжительности и качества жизни населения. Всего проведено 4 заседания Совета.
Принята муниципальная программа "Об улучшении демографической ситуации в городе Кузнецке Пензенской области на 2013 - 2015 годы" с целью улучшения демографической ситуации, повышения рождаемости, снижения смертности, укрепления семьи и увеличения продолжительности жизни. Объем финансирования из бюджета города Кузнецка составляет 2060,0 тыс. рублей, в том числе на 2013 год 330,0 тыс. рублей.
Дважды в месяц в малом зале администрации города Кузнецка специалисты отдела социальной защиты населения администрации города Кузнецка, отдела жилищной политики администрации города Кузнецка, центра занятости Кузнецкого района, женской консультации ГБУЗ "Кузнецкая городская детская больница" проводят встречи с молодоженами и молодыми парами, где обсуждаются вопросы по жилищным программам, действующим на территории города Кузнецка, по выплатам при рождении детей, по трудоустройству и другие вопросы.
В городе разработана программа по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет и состоящих в трудовых отношениях с работодателем.
С целью социальной поддержки граждан для создания условий по стимулированию рождаемости и повышения престижа семейного благополучия с 1 января 2013 года в Пензенской области установлено ежемесячное пособие при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере 5339,00 рублей. Право на выплату данного пособия имеют семьи, среднедушевой денежный доход которых не превышает показатель среднедушевого денежного дохода населения в регионе (14171,50 рублей).
Начиная с 3-х лет до 16 лет на третьего ребенка и последующих рожденных детей будет выплачиваться ежемесячное пособие в размере 560 рублей: За 8 месяцев 2013 года за данным видом пособия обратилось 46 семей.
Если семья является многодетной, то дополнительно на детей до 6 лет выплачивается 610 рублей ежегодно, на школьников - 290 рублей ежемесячно. Денежные выплаты на детей из многодетных семей назначаются, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с Законом Пензенской области "О прожиточном минимуме в Пензенской области" (прожиточный минимум за 2 кв. 2013 года - 6134 рубля).
С 1 января 2011 года введены три новых вида региональных пособий на обеспечение питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет. Данные пособия назначаются без учета дохода семьи. Отделом социальной защиты населения администрации города Кузнецка в рамках реализации подпрограммы "Социальная поддержка многодетных семей по улучшению жилищных условий" на 2011 - 2015 годы муниципальной программы "Социальная поддержка граждан в городе Кузнецке на 2014 - 2020 годы" ведется работа по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий многодетных семей.
С 2011 года многодетные семьи, имеющие 5 и более несовершеннолетних детей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право на получение социальной выплаты в размере 500 тыс. рублей на улучшение жилищных условий. В 2012 году 2 многодетные семьи города Кузнецка в рамках программы получили социальную выплату в размере 500 тыс. рублей каждая, на которые смогли приобрести жилые дома.
В 2013 году одной многодетной семье выделена социальная выплата в размере 500 тыс. рублей на улучшение жилищных условий. Семья приобрела жилое помещение. Еще одна многодетная семья включена в реестр претендентов на получение данного вида социальных выплат.
В рамках мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере на 2013 - 2015 годы", молодым семьям, получившим социальную выплату из бюджета Пензенской области и планирующим улучшить жилищные условия на территории города Кузнецка, дополнительно выделяется из бюджета города Кузнецка 100,0 тыс. руб. В 2013 году на эти цели в бюджете города Кузнецка запланированы средства в размере 1,7 млн. руб.
На реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2013 году в бюджете города Кузнецка запланировано 1,5 млн. руб. на улучшение жилищных условий 8 молодых семей. В списке участников подпрограммы учтено 103 семьи.
На территории города Кузнецка с 2012 года поставлено в очередь на предоставление земельных участков на бесплатной основе 147 многодетных семей. Из них 60 семьям предоставлены земельные участки в 2012 году и 23 семьям в 2013 году. Отказались от включенных в Перечень земельных участков - 10 многодетных семей (не устраивает местоположение участка). На данный момент в очереди на предоставление земельных участков остается 54 семьи. В настоящее время сформировано 25 земельных участков, расположенных в городе Кузнецке по Алексеевскому шоссе для передачи многодетным семьям в 2013 году.
Одним из серьезных факторов, снижающих эффективность мероприятий по улучшению демографической ситуации в городе, является проблема недостаточной емкости детских дошкольных учреждений. Принимаемыми мерами в настоящее время очередность детей от 3 до 7 лет будет ликвидирована, очередь детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет составит 326 человек. Особая потребность в устройстве детей в детские сады существует в восточном, южном, юго-западном и западном микрорайонах города. В настоящее время дошкольные учреждения города посещают 6797 детей. В 2013 году в целях оптимизации бюджетных расходов проведены мероприятия по слиянию восьми детских садов в четыре юридических лица.
С целью ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения в городе Кузнецке планируется:
В 2013 году:
- открыть дополнительные группы в существующих детских садах (№ 19, № 21, № 37) - 60 мест;
- провести капитальный ремонт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 - 120 мест;
- завершить реконструкцию детского дома под детский сад - 80 мест.
В 2014 году:
- провести реконструкцию нежилого здания по адресу: город Кузнецк, ул. 60-летия ВЛКСМ, 5 под детский сад - 150 мест;
В 2015 году:
- строительство детского сада в районе МБОУ СОШ № 6 города Кузнецка - 240 мест (проектирование объекта осуществить в 2014 году).
Дополнительными мерами по повышению рождаемости служит деятельность женской консультации ГБУЗ "Кузнецкая городская детская больница", где работает кабинет медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, беременным и обратившимся для прерывания беременности. За 7 месяцев 2013 года за консультативной помощью обратились 629 женщин. Сохранено 25 беременностей.
Проводится работа по выявлению и своевременному направлению в областной центр планирования семьи бесплодных супружеских пар для лечения и оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Проводится санитарно-просветительская работа по формированию позитивной мотивации для рождения ребенка:
- на улицах города размещены баннеры, информирующие население о государственной поддержке семей, имеющих детей;
- изготовлены брошюры "Защищаем, потому что любим!", буклеты, памятки для организации акций, распространения среди населения, в том числе в отделе ЗАГС, женской консультации.
- проводятся лекции, беседы, "круглые столы" с привлечением представителей духовенства.
С целью снижения смертности в городе Кузнецке проводятся следующие мероприятия:
- информирование населения и санитарно-просветительная работа по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний с использованием средств массовой информации;
- выявление лиц с фактором риска и лиц, не обследованных флюорографически 2 и более лет при проведении подворных обходов;
- направление в Центр здоровья при ГБУЗ "Кузнецкая городская детская больница" на комплексное обследование лиц с 1 - 2 группой здоровья, выявленных при подворных обходах, при обращении к врачам поликлиник и при проведении диспансеризации;
- работа во всех поликлиниках города школ здоровья, где особое внимание уделено ранней профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
Данные мероприятия позволят выйти на предполагаемые показатели по демографической ситуации в городе Кузнецке.

Таблица 3

Показатели по демографической ситуации в городе Кузнецке


Показатель 2013 2014 2015

Прирост населения, человек -220 -180 -160

Рождаемость (на 1000 чел.) 11,1 11,2 11,4

Смертность (на 1000 чел.) 14,0 13,8 13,6


1. Совершенствование работы учреждений социальной сферы, развитие их материально-технической базы и кадрового потенциала, в том числе обеспечение роста доходов работников бюджетной сферы (образования, культуры, социальной защиты населения) в соответствии с параметрами, установленными решениями федеральных и региональных властей
- Система образования города Кузнецка представлена 43 образовательными учреждениями, в том числе 12 средних общеобразовательных школ, 2 гимназии, 1 лицей, 1 начальная школа-детский сад, 5 учреждений дополнительного образования детей, детский оздоровительный лагерь "Луч".
На планируемый период ставится задача сохранения базы указанных учреждений, улучшения качества образовательного процесса за счет внедрения современных технологий преподавания, поощрения творческого подхода и инициативы педагогов и обучаемых. При этом будет продолжена и получит развитие практика широкого взаимодействия с общественными институтами, сформированными при образовательных учреждениях.
Учитывая сложившуюся потребность, в 2013 году будет завершено проектирование - а в 2014 - 2015 гг. (исходя из финансовых возможностей муниципалитета) - перевод МОШ СОШ № 5 из ныне занимаемого здания в большее по площади здание бывшего Ветеринарного техникума, предусматривающего организацию качественного образовательного процесса (в 1 смену).
Учебный процесс в образовательных учреждениях осуществляют 1034 педагога. Из них: 454 - учителя, 389 - воспитателей, 83 - педагога дополнительного образования, 108 - прочих педагогических работников. В рамках мероприятий по повышению заработной платы педагогических работников Кузнецка планируется достигнуть следующих параметров:

Таблица 4


№ Наименование показателя 2012 2013 2014 2015
п.п.

1 Экономические показатели

2 Среднемесячная номинальная 13381,0 19728,4 22373,7 25122,2
начисленная заработная плата
работников:

3 Муниципальных дошкольных 10611 18238,7 20283,3 22342
образовательных учреждений (руб.)

4 Муниципальных общеобразовательных 19000 23398 26021 28662
учреждений (руб.)

5 Муниципальных учреждений 10532 17548,5 20816,8 24362,7
дополнительного образования (руб.)


Для увеличения собственных доходов в образовательных учреждениях в 2013 - 2015 гг. планируется расширение спектра платных образовательных услуг и увеличение числа учреждений, где они будут оказываться. Оказание платных услуг намечается осуществлять по следующим направлениям: кружковая работа, подготовка детей к школе, изучение иностранного языка для дошкольников и обучающихся 1 класса, занятия логопеда и педагога-психолога.
- Реализация культурной политики в городе строится в соответствии с федеральным, региональным и муниципальным законодательством и осуществляется через сеть соответствующих учреждений, ведущими из которых являются: МБУ "Кузнецкая центральная городская библиотека им. А.Н. Радищева" с 5 филиалами, 4 культурно-досуговых учреждения (МБУ ТЦ "Родина", МБУ "МЭЦ "Юность", МБУ "Кузнецкий культурно-досуговый комплекс "Нескучный сад" и МБУ "Кузнецкий музейно-выставочный центр"), 4 образовательных учреждения дополнительного образования детей с филиалами в г. Кузнецк-12 и г. Кузнецк-8.
Основными задачами в сфере культуры на планируемый период являются:
- сохранение сети учреждений, поддержание их материальной базы, точечное проведение работ по капитальному ремонту и реконструкции учреждений культуры (в первую очередь - МЭЦ "Родина", МЭЦ "Юность", МБУ "Музейно-выставочный центр");
- развитие творческого потенциала имеющихся учреждений культуры, содействие реализации творческих возможностей одаренных личностей, самодеятельных коллективов на базе учреждений муниципальных учреждений культуры;
- пропаганда с позиции учреждений культуры идей патриотизма, исконных традиций и нравственных ценностей. В этой связи важное значение будут иметь мероприятия, связанные с подготовкой 70-летия Великой Победы. Также будет проводиться работа по формированию традиций любви и приверженности к своей "малой родине" через проведение "Недели Кузнецкого землячества", "Нарышкинской ярмарки".
Будет продолжена работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2013 года № 597 путем реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отрасли "Культура", направленные на повышение эффективности деятельности муниципальных бюджетных учреждений культуры города Кузнецка".
В рамках реализации Плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения города Кузнецка на 2013 - 2018 годы" проведены следующие мероприятия:
- оптимизация структуры и штатной численности учреждений в целях концентрации источников финансового обеспечения;
- ликвидированы неэффективные структурные подразделения МБУ "Кузнецкий центр социального обслуживания населения";
- на основании Плана мероприятий "Новые технологии социального обслуживания населения" разработан пилотный проект "Организация мобильной комплексной диспетчерской службы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому" на базе муниципального бюджетного учреждения "Кузнецкий центр социального обслуживания населения";
- с 1 мая 2013 года повышена заработная плата социальным работникам, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу, врачам на 30%;
- В 2013 - 2015 годах планируется:
- укрупнение МБУ "Кузнецкий центр социального обслуживания населения" путем присоединения МБСУ "Кузнецкий дом ветеранов" к МКУ "Кузнецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Защита детства";
- повышение к 2015 году средней заработной платы социальных работников, младшего медицинского персонала, среднего медицинского персонала до 100% и врачей до 200%.
- работа службы "Социальное такси";
- создание общественной некоммерческой организации "Клуб для родителей и детей-инвалидов "Доверие" города Кузнецка" при МКУ "Кузнецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Защита детства".
- Спортивная база города Кузнецка представлена 135 объектами, в т.ч.: стадион "Рубин"; футбольное поле с искусственным покрытием; 61 плоскостное спортивное сооружение площадью 64 800 кв. м.; два физкультурно-оздоровительных комплекса; 27 спортивных залов площадью 9 365 кв. м.; ледовый каток "Арена"; лыжная база "Снежинка"; два плавательных бассейна, что составляет 84,6% обеспеченности на душу населения спортивными сооружениями от норматива (обеспеченность спортивными залами - 30,4%, плоскостными спортивными сооружениями - 88,4%).
Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, 30314 человек. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения 34,4%. С ними проводят работу 146 штатных работников в области физической культуры и спорта.
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения - 20%. В городе Кузнецке работают две детско-юношеские спортивные школы и МАУ СОК "Рубин", развивающие баскетбол, бокс, спортивную гимнастику, самбо, боевое самбо, тяжелую атлетику, футбол, легкую атлетику, волейбол, греко-римскую борьбу, лыжные гонки, хоккей с шайбой, волейбол, фигурное катание, спортивный пейнтбол, плавание. В МБОУ ДОДДЮСШ занимаются 1965 человек, в МАУ СОК "Рубин" - 304 человека в возрасте от 5 до 18 лет. Создан клуб скандинавской ходьбы на базе клуба людей пожилого возраста "Вдохновение", в которой занимаются 78 человек.
В рамках софинансирования для ДЮСШ города поступило спортивное оборудование и инвентарь для занятий тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, боксом, борьбой, хоккеем с шайбой на общую сумму более 2000,0 тыс. руб. В городе установлены 84 турника (59 в жилых массивах и 25 в школах) на общую сумму 1857,2 тыс. руб.
Общий объем финансирования по спорту составил 28562,2 тыс. руб., из них на проведение спортивно-массовых мероприятий и поездки на соревнования - 2000, тыс. руб.
В период с 2011 до 2013 года произошло увеличение оплаты труда работников спортивной сферы на 18,5%.
На сайте администрации города Кузнецка существует отдельный блок спортивных материалов и новостей, в печатных СМИ действует рубрика "Кузнецк спортивный".
В 2013 году зарегистрирована некоммерческая организация "Благотворительный фонд поддержки хоккея города Кузнецка".
В 2013 году начаты и в планируемый период будут продолжены (в т.ч. с привлечением инвесторов) мероприятия по развитию спортивно-оздоровительной базы города, предусматривающие:
- поэтапную модернизацию центрального стадиона "Рубин";
- проектирование и строительство мини-стадиона с искусственным покрытием;
- восстановление спортивно-оздоровительного комплекса (на базе бассейна) в Западном микрорайоне;
- проектирование и строительство ФОК под единоборства;
- проектирование объектов спортивной инфраструктуры в микрорайонах новой застройки.
1. Основные направления и задачи молодежной политики в городе Кузнецке.
Из всего многообразия задач социальной политики в качестве приоритета определена молодежная политика. Именно в грамотной, на перспективу выстроенной работе с детьми и молодежью, кроется залог уверенного будущего Кузнецка.
В Кузнецке проживает 26834 молодых людей в возрасте до 30 лет, что составляет 30,5% от общей численности населения города.
В настоящее время в городе имеется филиал высшего учебного заведения и 4 средних специальных образовательных учреждения, в которых обучаются 2832 студента. Всем им необходимо создать равные стартовые возможности социальной адаптации в условиях города.
Целями молодежной политики города Кузнецка являются: развитие и формирование условий для профессиональной самореализации; поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей в активную общественную, социально-экономическую и культурную жизнь, поддержка молодежного творчества и молодежных субкультур; патриотическое воспитание молодежи, развитие добровольческого движения в молодежной среде; поддержка молодых семей, пропаганда семейных ценностей; профилактика негативных проявлений в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни.
1. Развитие и формирование условий для профессиональной самореализации.
Одним из приоритетных направлений в деятельности муниципального образования является работа с молодыми специалистами, включающая комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в производственный процесс, обеспечивающий развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определение из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры.
Комплекс мероприятий начинается с организации профориентационной работы с учащимися старших классов и учащимися средних специальных учебных заведений, с дальнейшим проведением мониторинга и диагностики по отслеживанию динамики развития профессиональных компетенций молодого специалиста.
Создается база данных выпускников учебных заведений, которая поможет прогнозированию и планированию в трудоустройстве молодежи. По итогам работы с руководителями предприятий города Кузнецка разрабатывается схема взаимодействия со средними специальными учебными заведениями города.
Разрабатывается программа по подготовке высококвалифицированных специалистов на базе филиала ФГБОУ ВПО "ПГУ" Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий, наиболее востребованных на предприятиях города Кузнецка.
Будет проводиться систематический мониторинг потребности в кадрах в разрезе предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории города Кузнецка.
2. Поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь.
В реализации молодежной политики появляются новые приоритеты: создание эффективных механизмов включения молодежи в созидательную деятельность.
Проявляя инициативу для осуществления того или иного проекта, актив молодежных объединений приобретает опыт реализации небольших проектов, узнает о возможности получения грантовой поддержки, впоследствии, применяя полученные знания, они смогут привлекать для работы с молодежью гранты солидных фондов.
Целями работы этого направления являются выявление и дальнейшее продвижение талантливой молодежи города Кузнецка в сфере молодежной культуры и искусства; выявление, продвижение, поддержка активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественной сферах, что даст возможность молодым людям реализовать свой потенциал.
В рамках этого направления работы реализуется молодежный проект "КВН", в котором принимают участие команды - представители студенческой и работающей молодежи. Проводятся городские конкурсы молодежных культур "Хип-хоп", "Брейк-данс", Граффити, WorkOut, рок-фестиваль, фестиваль творческой молодежи.
Продолжается работа по созданию информационного пространства для молодежи, призванного формировать в молодежной среде адекватные требованиям времени установки и ценности, а также предоставлять молодежи необходимые для этого сведения о ресурсах и возможностях (проект "Мир на ладони").
Будет продолжена работа по популяризации ценностей общества (здоровье, семья, права человека, Родина, активная жизненная позиция и ответственность) средствами социальной рекламы (проект "Мы - граждане России").
Активное вовлечение молодежи в деятельность всех институтов гражданского общества достигается благодаря развитию и распространению в городе Кузнецке молодежных центров, клубов общения, встреч со знаковыми и авторитетными для молодежи людьми.
Планируется организация конкурсов и экспертиз молодежных социальных инициатив и проектов в различных областях общественной жизни с предоставлением возможностей для их реализации, а также оказание консультативной помощи при создании молодежных общественных организаций (проект "Шаг навстречу").
Отрабатывается система развивающих, ролевых игр и конкурсов, способствующих развитию деловой активности молодежи, поддержке инновационной деятельности (в рамках проекта "Своими руками").
3. Патриотическое воспитание молодежи и развитие добровольческого движения в молодежной среде.
Основными направлениями работы являются:
1) патриотическое воспитание молодежи
2) развитие волонтерского движения
3) формирование новых перспективных форм занятости населения, развитие традиций благотворительности, милосердия.
В каждом учебном заведении созданы военно-патриотические и историко-патриотические клубы: "Снайпер" и "Защитник" (Многопрофильный колледж), "Поиск" (Медицинский колледж), "Эвольвента" (ККЭТ), "Крокус" (КИИУТ).
Молодые люди участвуют в реализации различных проектов и мероприятий патриотической направленности, организуют встречи ветеранов и молодежи, помогают в проведении тематических акций.
Отряды волонтеров учебных заведений города работают над реализацией проектов по созданию благоприятных условий для добровольческой деятельности, для полноценного участия молодых граждан в общественной жизни города, формирования новых перспективных форм занятости населения, развития традиций благотворительности, милосердия.
Налажено тесное сотрудничество волонтеров с Домом ветеранов, Центром защиты детства.
Две молодежные организации, работающие в этом направлении, "Панацея" и "Твори добро" зарегистрированы как некоммерческие организации. Основной формой при организации работы НКО с детьми, подростками и молодежью являются клубные объединения, основанные на принципах самоорганизации, добровольности, доступности, свободы общения, объединения по интересам. В них формируются традиции, вырабатываются правила поведения, выделяется подростково-молодежный актив. Разновозрастной состав таких объединений позволяет передавать опыт старших младшим, сохранять и развивать воспитательные традиции.
4. Поддержка молодых семей, пропаганда семейных ценностей.
Работа с молодыми семьями осуществляется по следующим основным направлениям:
1) организация и проведение консультаций молодых семей по различным вопросам их жизнедеятельности (специалистами учреждений по работе с молодежью, приглашенными специалистами иных ведомств);
2) информационно-методическая работа (размещение в СМИ информации о работе с молодыми семьями по месту жительства; распространение в молодежной среде печатной продукции (брошюр, флаеров) о деятельности учреждений по работе с молодежью (клуба молодой семьи);
3) поддержка в обеспечении жильем молодых и многодетных семей путем реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2010 - 2015 годы в рамках программы "Социальная поддержка граждан в городе Кузнецке". Реализуются муниципальные программы: "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере в городе Кузнецке Пензенской области на 2013 - 2015 годы", "Социальная поддержка многодетных семей города Кузнецка Пензенской области в жилищной сфере на 2011 - 2015 годы".
4) организация досуга молодых семей (проведение мероприятий к праздничным датам, концертно-конкурсных программ, спортивных соревнований, проведение развивающих занятий и игр для детей).
5. Профилактика негативных проявлений в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни:
Основными направлениями работы являются:
1) развитие системы формирования потребности здорового образа жизни на уровне социальной ценности, как инструмента сохранения и укрепления здоровья, активное вовлечение молодежи города Кузнецка в занятия доступными видами спорта.
2) повышение информированности молодежи о проблемах алкоголизма, наркомании, СПИДа и других видов аддикций через систему работы молодежных волонтерских объединений профилактической направленности;
3) внедрение программ детско-подростковой и молодежной активности, представляющих альтернативу употреблению наркотиков, психоактивных веществ;
4) развитие социально-поддерживающей инфраструктуры (подростковые клубы, молодежные организации, объединения, развитие системы деятельности волонтеров).
В рамках этого направления осуществляется комплекс мероприятий, направленных на социальную защиту и включение в социальную жизнь некоторых особых категорий молодежи. Это, прежде всего, реализация проекта "Вместе с нами", предполагающего организацию сети специальных служб социальной адаптации выпускников детских домов, социальной реабилитации освобожденных из воспитательно-трудовых колоний для несовершеннолетних, социальной помощи молодым инвалидам, одиноким матерям и незанятой молодежи, психологической помощи и правовой защиты молодежи.
В этом же направлении осуществляет свою работу ОМОД города Кузнецка, работающий в тесном взаимодействии с ОМВД России по городу Кузнецка, с КДН (комиссия по делам несовершеннолетних), с ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), ФСКН.
Членами ОМОД проводятся систематические рейды в места массового пребывания молодежи города, в студенческие общежития.
Ежегодно ведется работа по уничтожению дикорастущей конопли.
Работа членов оперативного молодежного отряда дружинников будет продолжена во всех вышеназванных направлениях.
Для обеспечения охраны и укрепления здоровья детей и молодежи в городе продолжит свое развитие система молодежного досуга и отдыха - будет создано большее количество молодежных клубов, объединений по интересам с проведением молодежных спортивных и физкультурных мероприятий.
Стратегически поставлена задача выстроить комплексную систему работы с молодежью, предусматривающую: образовательно-воспитательный аспект - с упором на привитие модели поведения, сочетающей ориентацию на личный успех с принятием важности общественно значимых ценностей; этап профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства; социальную адаптацию (включая важнейший семейный аспект); внедрение и культивирование "моды" на здоровый образ жизни; и, что весьма существенно, - формирование современного молодежного "жизненного пространства".
Главная цель - сделать кузнецкую молодежь успешной, социально активной, патриотичной; создать в городе достойные условия для труда, быта, отдыха и самореализации молодых людей.

I. Ожидаемые результаты реализации "Плана
социально-экономического развития муниципального
образования города Кузнецка Пензенской области
на 2013 - 2015 годы"

1. Создание основы для формирования "нового промышленного лица" города Кузнецка путем привлечения инвесторов с проектами в сферах современного машиностроения, экологически ориентированных производств, стройиндустрии, производства современных материалов, наращивания конкурентоспособности местных мебельного, швейного, кожевенного кластеров, производств товаров продовольственной группы. Увеличение объема отгруженной продукции промышленными предприятиями города к концу 2015 года до 4,7 млрд. рублей. Создание 2345 новых, высокопроизводительных рабочих мест в экономике города к 2015 году (в том числе в производственном секторе - 1245 рабочих мест);
2. Достижения собственных доходов муниципального бюджета до уровня более 600 млн. рублей в год в целях увеличения возможностей по финансированию проектов, важных для социально-экономического развития города, а также активного софинансирования участия в областных и федеральных целевых программах;
3. Минимизировать к 2015 году ряд инфраструктурных проблем (качество водопроводной воды, состояние улично-дорожной сети, недостаточность сетевого обеспечения ряда микрорайонов);
4. Закончить к 2015 году процедуры присоединения к городу перспективных прилегающих территорий и необходимые проектные работы по их освоению в интересах социально-экономического развития города;
5. Достижения к 2015 году уровня инвестиций в реальный сектор экономики в размере 2,5 млрд. рублей.


------------------------------------------------------------------