По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Пензенского УФАС России от 11.10.2013 N 2-03/25-2013 <О признании действий хозяйственного общества, выразившихся в навязывании прямо не предусмотренных нормативными правовыми актами требований к характеристикам приборов учета при выдаче технических условий на проектирование узла учета воды, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2013 г. № 2-03/25-2013
Резолютивная часть решения объявлена "27" сентября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено "11" октября 2013 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- К.О.Н. - и.о. руководителя управления, председатель Комиссии;
- П.Е.А. - главный специалист-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
- К.Н.Е. - ведущий специалист-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
- Ш.К.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
при участии:
со стороны Общества с ограниченной ответственностью "Г" (<...>) (далее - ООО "Г"):
- Я.Э.Ю. - представителя по доверенности от 09.01.2013 № 1;
со стороны РОО "Т" (<...>):
- П.Н.В. - представителя по доверенности от 19.07.2013 б/н.
рассмотрев дело № 2-03/25-2013 по признакам нарушения ООО "Г" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции),
установила:
В Пензенское УФАС России поступило заявление РОО "Т" (далее - РОО "Т", общественная организация), по вопросу предъявления ООО "Г" необоснованных требований при выдаче технических условий на установку прибора учета холодного водоснабжения.
По информации, изложенной в заявлении РОО "Т" технические условия на установку прибора учета воды, полученные от ООО "Г", содержит непредусмотренное законодательством Российской Федерации обязательное требование обеспечения автоматизированной передачи показаний прибора учета.
По результатам рассмотрения заявления Пензенским УФАС России в отношении ООО "Г" выдано предупреждение от 19.06.2013 № 2-18/05-2013 о прекращении предъявления при выдаче технических условий на установку прибора учета воды требований, не предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, и направлении в адрес РОО "Т" скорректированных технических условий в срок до 08.07.2013.
ООО "Г" предупреждение Пензенского УФАС России от 19.06.2013 № 2-18/05-2013 в установленный срок не исполнено.
Приказом Пензенского УФАС России от 23.07.2013 № 131 в связи с невыполнением предупреждения на основании пункта 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении ООО "Г" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предъявлении необоснованных требований при выдаче РОО "Т" технических условий на установку прибора учета воды.
Определением от 23.07.2013 дело № 2-03/25-2013 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 20.08.2013.
На заседании Комиссии 20.08.2013 представителем ООО "Г" заявлено устное ходатайство о приостановлении рассмотрения дела, в связи с обжалованием предупреждения в Арбитражном суде Пензенской области. Указанное ходатайство Комиссией было отклонено, в связи с отсутствием установленных законом оснований для приостановления производства по настоящему делу.
Представитель РОО "Т" поддержал свою позицию, изложенную в заявлении, пояснив, что требование обеспечения дистанционного снятия показаний прибора учета воды, указанное в выданных ООО "Г" технических условиях, не является обязательным в соответствии с действующим законодательством. В связи с тем, что ранее общественной организацией был приобретен прибор учета воды, включенный в Государственный реестр средств измерений, но непредусматривающий автоматизированную передачу показаний, в адрес ресурсоснабжающей организации было направлено письмо от 03.06.2013 о несогласии с данным условием. Ответа на обращение от ООО "Г" не последовало. Выданные ООО "Г" технические условия не предоставляют возможности заказать проектную документацию на узел учета воды с учетом имеющегося прибора учета.
Представитель ответчика не согласился с тем, что в действиях ООО "Г" содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, пояснив, что выданные РОО "Т" технические условия на установку прибора учета воды содержат требования, предусмотренные действующими нормативно-техническими документами, а именно пунктом 7.2.9 Свода правил СП 30.13330.2012 "СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация" и условиями действующего договора водоснабжения. ООО "Г" внедрена диспетчерская система учета водопотребления, предусматривающая дистанционный прием показаний прибора учета. В связи с чем, индивидуальные приборы учета должны обеспечивать возможность дистанционного снятия показаний.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств рассмотрение дела № 2-03/25-2013 было отложено.
В письменных пояснениях от 12.09.2013 № 06-8681 ООО "Г" указало, что диспетчерская система учета водопотребления введена ООО "Г" во исполнение законодательства РФ об энергосбережении, а также нормативно-правовых актов об энергосбережении Пензенской области. В рамках региональной программы по внедрению автоматизированной системы учета энергоресурсов с 01.01.2013 Общество выдает технические условия на установку приборов учета воды, содержащие требование о том, что приборы учета воды должны обеспечивать дистанционное снятие показаний. Указанные технические условия выдаются юридическим лицам в отношении строящихся и реконструируемых объектов при их подключении к сетям водоснабжения, а также на установку общедомовых приборов учета и коммерческих узлов учета.
На заседании Комиссии 27.09.2013 представитель ООО "Г" поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях, и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письма от 26.07.2013 № 27-9114, направленного в адрес РОО "Т". В указанном письме сообщается о возможности введения в эксплуатацию прибора учета воды РОО "Т" без исполнения ранее выданных технических условий на установку (замену) прибора учета воды в связи с введением в действие Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, не распространяющих требование по представлению проектов установки (монтажа) приборов учета на абонентов, среднесуточный объем потребления воды которыми не превышает 0,1 куб. м в час.
Изучив материалы и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Приказом Пензенского УФАС от 13.01.2009 № 3 ООО "Г" включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" (далее - Реестр) на товарном рынке оказания услуг сбору, очистке и распределению воды (ОКВЭД 41.00) с долей > 50% на территории г. Пенза.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится водоснабжение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. Таким образом, в силу положения вышеуказанной статьи ООО "Г" является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
С учетом изложенного, ООО "Г" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды (холодного водоснабжения) (ОКВЭД 41.00) на территории г. Пензы и имеет возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара.
В целях ведения расчетов за услуги водоснабжения по приборам учета в рамках договоров водоснабжения ООО "Г" осуществляет действия по выдаче технических условий на проектирование узла учета воды.
РОО "Т" в соответствии с договором на передачу нежилого помещения в безвозмездное пользование от 21.07.2011 № 1070 является пользователем нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>.
В соответствии с постановлением Администрации города Пензы от 27.05.2010 № 556/4 многоквартирный жилой дом по адресу <...> признан аварийным.
Между РОО "Т" и ООО "Г" заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 16.11.2011 № <...> (далее - договор).
Материалами дела подтверждается, что на момент заключения договора индивидуальный прибор учета воды в нежилом помещении, в котором располагается РОО "Т" отсутствовал (приложение № 2 к указанному договору).
До 01.01.2013 расчеты между сторонами за услуги водоснабжения и водоотведения производились с учетом лимитов (4 куб. м), предусмотренных пунктами 2.1.3, 2.1.4 договора.
РОО "Т" 22.02.2013 по факсимильной связи было получено предписание ООО "Г" от 08.06.2012 о необходимости до 08.07.2012 произвести поверку или замену прибора учета воды. Предписание содержало уведомление о том, что в случае неисполнения, расчеты будут осуществляться с учетом пунктов 57, 77 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 по пропускной способности водопроводного ввода.
В письменных пояснениях от 12.09.2013 исх. № 06-8681 ООО "Г" указало, что предписание было направлено в адрес РОО "Т" ошибочно.
За январь 2013 года РОО "Т" предъявлен к оплате объем потребления услуг водоснабжения и водоотведения, равный 549 куб. м., исчисленный с учетом пунктов 57, 77 указанных правил.
Из материалов дела следует, что необоснованно предъявленная в январе 2013 года ресурсоснабжающей организацией плата за услуги водоснабжения и водоотведения возвращена РОО "Т" (письмо ООО "Г" от 12.07.2013 исх. № 07-6605).
В период с февраля 2013 года до момента рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Г" предъявляло РОО "Т" к оплате объем услуг водоснабжения и водоотведения, равный 4 куб. м.
РОО "Т" 03.04.2013 обратилось в ООО "Г" с заявлением о предоставлении технических условий на оборудование прибора учета воды в нежилом помещении в доме <...>. К заявлению был приложен технический паспорт на прибор учета СГВ-15 антимагнитный, зарегистрированный в Государственном реестре средств измерений под № 16078-05 с отметкой о поверке прибора от 08.02.2013.
ООО "Г" направило в адрес общественной организации технические условия на установку прибора учета воды от 09.04.2013 исх. № 27-142, согласно которым:
- "узел учета должен обеспечивать передачу измерительной информации в диспетчерский пункт ООО "Г" по GSM каналу в автоматизированную систему коммерческого учета энергоресурсов" (пункт 5):
- "принимаемые технические решения по диспетчеризации согласовываются на этапе проектирования с ООО "Г" (пункт 6)
- "прием в коммерческую эксплуатацию узлов учета (приборов учета) осуществляется только при соответствии установленного прибора учета техническим условиям ООО "Г" (пункт 10).
23.04.2013 РОО "Т" уведомило ООО "Г" о несогласии с пунктами 5, 6 технических условий (письмо от 23.04.2013 исх. № 177)
Письмом от 20.05.2013 исх. № 27-4540 ООО "Г" направило общественной организации скорректированные технические условия. Пунктом 5 указанных условий определено, что для "обеспечения возможности дистанционного съема показаний устанавливаемый прибор учета должен в обязательном порядке иметь (содержать) импульсный выход". "Прием в коммерческую эксплуатацию приборов учета осуществляется только при их соответствии технический условиям ООО "Г" (пункт 9 технических условий).
РОО "Т" уведомило ресурсоснабжающую организацию о несогласии с вновь выданными техническими условиями. Указало на необходимость изменения технических условий путем исключения пункта 5 как несоответствующего действующему законодательству (письмо от 03.06.2013 исх. № 252).
19.06.2013 Пензенским УФАС России ООО "Г" выдано предупреждение № 2-18/05-2013 о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства в срок до 8 июля 2013 г. путем:
- прекращения предъявления при выдаче технических условий на установку прибора учета воды требований, не предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ;
- соблюдения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации;
- направления РОО "Т" скорректированных в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ технических условий на установку прибора учета.
В указанный срок ООО "Г" предупреждение антимонопольного органа не исполнено.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (статья 6 Закона об энергосбережении).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон об обеспечении единства измерений) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт), осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа (часть 2 статьи 12 Закона об обеспечении единства измерений).
Частью 6 статьи 12 Закона об обеспечении единства измерений установлено, что сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Деятельность Фонда в части содержания информации об утвержденных типах стандартных образцов и средств измерений регулируется рядом подзаконных нормативно-правовых актов. Так, Порядок ведения Государственного реестра средств измерений изложен в Правилах по метрологии ПР 50.2.011-94, принятых Постановлением Госстандарта РФ от 8 февраля 1994 г. № 8. Данный Реестр включает, в том числе, раздел "Средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России",
Таким образом, измерение объема коммунальных ресурсов осуществляется с использованием типов приборов учета, утвержденных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, и включенных в Государственный реестр средств измерений.
Технический паспорт на прибор учета СГВ-15, приобретенный РОО "Т" в целях установки и ведения расчетов за услугу водоснабжения, содержит информацию о том, что тип указанного прибора учета включен в Государственный реестр средств измерений под № 16078-05. Следовательно, характеристики прибора учета соответствуют требованиям законодательства РФ.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 34 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 (далее - Правила № 167), (действовавших на момент совершения ООО "Г" действий по выдаче РОО "Т" технических условий и выдачи Пензенским УФАС России предупреждения от 19.06.2013), для учета объемов отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод используются средства измерений, внесенные в государственный реестр, по прямому назначению, указанному в их технических паспортах. Оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента.
Согласно пункта 36 Правил № 167 до начала разработки технической документации на проектирование узла учета абонент может получить в организации водопроводно-канализационного хозяйства исходные данные, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений. Выбор средств измерений и схемы учета осуществляет абонент.
В соответствии с пунктом 46 Правил № 167 снятие показаний средств измерений, служащих для расчетов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, и представление сведений об объемах полученной питьевой воды производятся абонентом.
При этом пунктом 47 Правил № 167 предусмотрена возможность организации водопроводно-канализационного хозяйства контролировать правильность снятия абонентами показаний средств измерений и представления ими сведений об объемах полученной питьевой воды. Для чего абонент и (или) организация, эксплуатирующая узел учета по договору с ним, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства на узел учета для осмотра средств измерений и предъявить по его требованию документацию для проверки правильности расчета полученной питьевой воды (пункт 48 Правил № 167).
Таким образом, Правила № 167 не содержат обязательного требования к прибору учета воды об обеспечении дистанционного снятия показаний.
Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776) вступили в силу с 17.09.2013. Статьей 2 Правил № 776 определено, что коммерческому учету воды подлежит количество (объем) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентом по договору водоснабжения.
Коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды в узлах учета.
Пунктом 5 указанных правил определено, что коммерческий учет холодной воды осуществляется абонентом, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
В соответствии с пунктом 8 Правил № 776 установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;
в) допуск к эксплуатации узла учета;
г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;
д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
Используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию (пункт 9 Правил № 776).
Пунктом 30 Правил № 776 определено, что технические условия на проектирование узла учета должны содержать:
а) требования к месту размещения узла учета;
б) требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;
в) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.
Пунктом 10 Правил № 776 определено, что сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом, если иное не предусмотрено договорами абонента с организацией, осуществляющей водоснабжение.
Абоненты предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение, сведения о показаниях приборов учета. Такая информация направляется организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), позволяющим подтвердить получение организацией, осуществляющей водоснабжение, указанной информации.
Таким образом, действующий с 17.09.2013 порядок коммерческого учета воды, предусматривает возможность передачи показаний прибора учета без использования дистанционной системы передачи показаний.
Довод ООО "Г" о том, что установленное в технических условиях требование к прибору учета воды об обеспечении дистанционного снятия показаний является обоснованным, так как предусмотрено Сводом правил СП 30.13330.2012 "СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация" Комиссией не принимается по следующим основаниям.
Требования к процессам проектирования, в том числе узла учета воды, в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливаются вступившими в силу техническими регламентами.
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", объектом технического регулирования которого являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования, устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования.
Статьей 42 Технического регламента безопасности зданий и сооружений определено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям:
1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
3) к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
Дом <...> 1917 года постройки, введен в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента безопасности зданий и сооружений. В соответствии с постановлением Администрации города Пензы от 27.05.2010 № 556/4 признан аварийным.
Таким образом, требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, утвержденные в рамках исполнения Федерального закона № 384-ФЗ, не могут применяться к нежилому помещению, пользователем которого является РОО "Т", вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания.
Свод правил СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*" включен в Перечень документов в области стандартизации, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 № 2079 во исполнение Федерального закона № 384-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7.2.9 Свода правил СП 30.13330.2012 "СНиП 2.04.01.-85*" счетчики холодной и горячей воды, устанавливаемые в жилых и общественных зданиях, должны иметь устройства формирования электрических импульсов, а также съемные или стационарные датчики электрических импульсов.
При этом пунктом 1.1 Свода правил СП 30.13330.2012 "СНиП 2.04.01-85*" определено, что настоящий свод правил распространяется на проектируемые и реконструируемые внутренние системы холодного и горячего водоснабжения зданий и сооружений.
Понятие реконструкции определено Градостроительным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ).
Реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких холодного и горячего водоснабжения зданий и сооружений.
Исходя из приведенных норм законодательства, снятие показаний приборов учета с использованием систем дистанционного снятия показаний в рассматриваемом случае не являлось и не является обязательным.
Право выбора средств измерений, способа снятия и передачи показаний прибора учета воды в силу закона предоставлено абоненту.
Вместе с тем, пункт 5 повторно выданных ООО "Г" технических условий от 20.05.2013 исх. № 27-4540 определяет, что "для обеспечения возможности дистанционного съема показаний устанавливаемый прибор должен в обязательном порядке иметь (содержать) импульсный выход".
Согласно пункту 9 указанных технических условий "прием в коммерческую эксплуатацию узлов учета (приборов учета)" осуществляется только при их соответствии техническим условиям ООО "Г".
Наличие либо отсутствие дополнительных, не являющихся обязательными характеристик узла (прибора) учета не может являться основанием для отказа в приеме в эксплуатацию узла (прибора) учета.
Таким образом, указание на дополнительные, прямо не предусмотренные нормативно-правовыми актами РФ, характеристики прибора учета при выдаче исходный данных на проектирование узла учета воды может носить только рекомендательный характер. Наличие либо отсутствие указанных дополнительных характеристик не может влиять на возможность введения в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
При обращении в ООО "Г" общественной организацией уже был приобретен прибор учета воды утвержденного Росстандартом типа. Копия технического паспорта прибора была приложена к обращению о выдаче технических условий на проектирование узла учета воды.
Действия ООО "Г" по навязыванию РОО "Т" прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ требований к характеристикам прибора учета при выдаче технических условий на проектирование узла учета воды, направлены на понуждение общественной организации к приобретению дополнительного прибора учета воды.
Указанные действия приводят к ущемлению интересов РОО "Т", вынуждая общественную организацию нести дополнительные затраты на приобретение нового прибора, соответствующего необоснованным требованиям ООО "Г".
Навязывая вышеуказанные условия, ООО "Г" лишает РОО "Т" возможности ввести в эксплуатацию имеющийся прибор учета, что приводит к тому, что общественная организация несет необоснованные затраты, так как ведет расчеты не по прибору учета, а с учетом лимита потребления услуги водоснабжения.
Комиссия не принимает довод ООО "Г" о необходимости автоматизированной передачи показаний приборов учета воды в связи с реализацией поставленных перед ресурсоснабжающей организацией задач в сфере энергосбережения в рамках исполнения Постановления Правительства Пензенской области от 28.07.2010 № 431-пП "Об утверждении областной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Пензенской области на 2010 - 2020 годы" и Закона Пензенской области от 20.02.2013 № 2360-ЗПО "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Пензенской области" по следующим основаниям.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках Закона об энергосбережении № 261-ФЗ включают разработку и реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статьей 4 Закона Пензенской области от 20.02.2013 № 2360-ЗПО "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Пензенской области" определено, что в целях повышения эффективности учета, открытости расчетов за энергетические ресурсы, обеспечения удаленного сбора данных об объемах потребления и управления процессом потребления энергетических ресурсов на территории Пензенской области создается территориальная автоматизированная система учета энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 28.07.2010 № 431-пП "Об утверждении областной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Пензенской области на 2010 - 2020 годы" установлено, что в целях повышения эффективности учета, открытости расчетов за энергетические ресурсы, обеспечения удаленного сбора данных об объемах потребления и управления процессом потребления энергетических ресурсов на территории Пензенской области создается и развивается территориальная автоматизированная система коммерческого учета энергетических ресурсов (далее - Система). К Системе подключаются приборы учета используемых энергетических ресурсов, установленные:
1) в зданиях органов государственной власти Пензенской области и иных государственных органов Пензенской области;
2) в зданиях организаций с участием Пензенской области;
3) в зданиях организаций, в которых они установлены с участием средств областного бюджета;
4) в помещениях жилищного фонда (по решению собственников жилых помещений);
5) на объектах иных организаций (по решению их уполномоченных органов).
Требование по подключению к Системе не распространяется на ветхие, аварийные объекты, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии), или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
С учетом изложенного, в отношении объектов водоснабжения Пензенской области, перечисленных в пунктах 4, 5 указанного перечня установка приборов учета, обеспечивающих автоматизированное снятие показаний, производится по решению собственников жилых помещений, либо уполномоченных органов организаций.
Кроме того, требование обеспечения дистанционного снятия показаний прибора учета не распространяется на ветхие, аварийные объекты водоснабжения Пензенской области, к которым относится нежилое помещение, пользователем которого является РОО "Т".
Действия ООО "Г" по внедрению автоматизированной системы контроля и учета энергетических ресурсов не должны ущемлять право потребителя услуги водоснабжения на ведение расчетов по прибору учета воды в рамках действующего законодательства.
Ссылка ООО "Г" на то, что согласно пункту 3.2.16 договора общественная организация приняла на себя обязанность действовать в соответствии с рекомендациями ООО "Г" по типам и характеристикам средств измерений несостоятельна, так как пунктом 1.2 договора предусмотрено, что стороны при заключении и исполнении договора руководствуются Гражданским кодексом РФ, Правилами № 167 и другими нормативными актами.
Таким образом, выдавая технические условия на проектирование узла учета воды, ресурсоснабжающая организация должна соблюдать требования законодательства РФ и не вправе требовать от абонента устанавливать прибор учета воды с характеристиками, которые в силу закона не являются обязательными.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что не у всех абонентов ООО "Г" на момент выдачи антимонопольным органом предупреждения и рассмотрения настоящего дела установлены приборы учета, обеспечивающие дистанционную передачу показаний.
При этом, никаких предписаний о необходимости заменить действующие приборы учета на приборы, обеспечивающие дистанционное снятие показаний, иным потребителям услуги водоснабжения ООО "Г" не выдавало.
Как следует из письменных пояснений ООО "Г", количество приборов учета, не обеспечивающих дистанционное снятие показаний составляет около 50% количества общедомовых приборов учета, около 80% коммерческих приборов учета (письмо от 12.09.2013 исх. № 06-8681).
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии у ООО "Г" возможности вести расчеты за услугу водоснабжения по приборам учета, не обеспечивающим дистанционное снятие показаний.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, вступившие в силу 14.08.2013. Пунктом 17 указанных правил установлено, что к заявке абонента на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются, в том числе, копии технической документации на установленные приборы учета воды, сточных вод, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также проекты установки (монтажа) приборов учета. Требование о предоставлении таких сведений не распространяется на абонентов, среднесуточный объем потребления воды которыми не превышает 0,1 куб. метров в час.
В связи с указанным обстоятельством, письмом от 26.09.2013 исх. № 27-9114 ООО "Г" сообщило РОО "Т" о возможности введения в эксплуатацию прибора учета воды без исполнения ранее выданных технических условий на проектирование узла учета.
Вместе с тем, в период с момента выдачи технических условий, содержащих необоснованное требование, до вступления в силу Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства от 29.07.2013 № 644, общественная организация вынуждена была нести необоснованные затраты, что свидетельствует об отсутствии устранения негативных последствий рассматриваемых действий со стороны ООО "Г".
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО "Г", выразившиеся навязывании РОО "Т" прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ требований к характеристикам прибора учета воды при выдаче технических условий на установку прибора учета, результатом которых является или может являться ущемление интересов РОО "Т", как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг холодного водоснабжения с использованием централизованных систем и нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях ООО "Г", выразившихся в навязывании прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ требований к характеристикам прибора учета при выдаче технических условий на проектирование узла учета воды, результатом которых является или может являться ущемление интересов РОО "Т", злоупотребление доминирующим положением и нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. В связи с вступлением в силу Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, исключивших необходимость получения технических условий на проектирование узла учета воды в отношении абонентов, среднесуточный объем потребления которых не превышает определенного значения, предписание ООО "Г" не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии
К.О.Н.
Члены Комиссии
П.Е.А.
К.Н.Е.
Ш.К.А.
------------------------------------------------------------------